Теперь же здесь и небо и земля
Покорствуют народу моему,
И, с человеком труд его деля,
Машины служат мощные ему.
* * *
В стране, где до Октября не только не было ни одного инженера, агронома и врача, где даже грамотных можно было пересчитать по пальцам, сейчас более 2800 школ и свыше 600 тыс. школьников, десятки средних специальных и высших учебных заведений. В дореволюционное время на родине Авиценны врачевали одни лишь знахари. Теперь Таджикский мединститут ежегодно выпускает сотни врачей.
В Таджикистане свое государственное издательство. На родном языке таджики читают труды Маркса, Энгельса, Ленина, знакомятся с произведениями корифеев мировой литературы. Работают тысячи библиотек. В республиканской библиотеке имени Фирдоуси около двух миллионов томов и редкая коллекция рукописей.
Таджикская литература — одна из древнейших в мире — в наши дни достигла небывалого расцвета. Основоположники таджикской советской литературы Садриддин Айни и Абулькасим Лахути воспитали целую плеяду талантливых писателей, поэтов, драматургов, среди них народные поэты Мирзо Турсун-заде и Мирсаид Миршакар.
В республике более двадцати профессиональных и народных театров, филармония. .
Не было, пожалуй, на Востоке никого униженнее, бесправнее женщины. Вот как описал долю восточной женщины поэт А. Лахути:
Божий страх томил ее,
Тяжкий гнет давил ее,
Муж тиранил, бил ее,
Сын родной не чтил ее.
Октябрьская социалистическая революция раскрепостила женщин. Сбросив паранджу, таджички пошли в школы, в советские учреждения, на фабрики и заводы, вступали в партию и комсомол, становились врачами, учительницами, судьями, инженерами, передовиками сельского хозяйства. В республике тысячи женщин — депутатов Верховного Совета СССР, Таджикской ССР и местных Советов. Много среди женщин докторов и кандидатов наук.
Цветет республика таджиков, строятся города и поселки, осваиваются новые земли.
Душанбе — столица Таджикистана —совершенно новый город. Его прямые и широкие
улицы — настоящие зеленые коридоры. Тенистые платаны, клены, тополя превратили город в парк. Трудно представить, что еще в 1924 г. это был грязный и пыльный кишлак, в котором стояло сорок две кибитки и было около трехсот жителей. Душанбе — центр просвещения. Здесь много высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, Академия наук. Тысячи ученых ведут исследования почти во всех областях науки. В университете учится более 7 тыс. студентов. В столице работает киностудия,
В республике около двадцати городов. Центр Северного Таджикистана — Ленинабад (бывший Ходжент) — один из самых древних городов таджикской земли, он существует около 3 тыс. лет. Новая жизнь бурлит в этом городе хлопка и шелка.
За годы Советской власти Таджикистан прошел путь, равный многим столетиям. От феодализма, а кое-где и патриархально-родового уклада — к социализму, из состояния нищеты, отсталости и узаконенного бесправия — к равноправному единению свободных народов, строящих коммунизм,— такова кратчайшая биография этой республики.
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева на сцене Театра оперы и балета имени С. Айни — яркое свидетельство расцвета искусства таджикского народа. На снимке: заслуженные артисты Таджикской ССР М. Сабирова и М. Бурханов.
455