в отдельности или все вместе. Ведь единица всегда равна единице, а значит, и десять равны десяти. Однако каждый знает, что поднять тяжелый груз в одиночку невозможно, а сообща — легко. В общественном хозяйстве можно более разумно и плодотворно использовать труд людей и различные орудия и машины.
В декабре 1927 г. состоялся XV съезд партии, взявший курс на коллективизацию сельского хозяйства.
Против планов партии выступали троцкисты, отрицавшие самую возможность социалистического преобразования сельского хозяйства, а также правые оппортунисты — Бухарин, Рыков и другие, выдвигавшие теорию «мирного врастания» кулачества в социализм. Преодолев сопротивление враждебных групп, партия осуществила ленинский план коллективизации.
Особенно значительную роль в колхозном строительстве сыграло в те годы создание государственных машинно-тракторных станций (МТС). Весной 1927 г. совхоз им. Т. Г. Шевченко Одесской области выделил для обслуживания крестьянских хозяйств пяти окрестных сел тракторную колонну. Из этой колонны и была создана первая МТС.
Крестьяне очень скоро оценили возможности «стального коня» — трактора. В ноябре 1927 г. они послали в центральную газету «Известия» восторженное письмо, где были такие строки: «После той работы тракторов, которую мы видели, не хотим больше вести бедняцкое мелкое хозяйство, а решили организовать общественное тракторное хозяйство, в котором не будет отдельных крестьянских клочков посевов».
Опыт первой МТС был поддержан Коммунистической партией. Число машинно-тракторных станций быстро увеличилось. Уже в 1932г. их было около 2,5 тыс., а в 1937 г.— до 6 тыс. Они были необходимы, так как большинство колхозов в то время еще не могли приобрести трактор на свои средства и обеспечить уход за
ним. Да и государство не имело тогда столько техники, чтобы двинуть ее в каждое село. Отсюда и вытекала необходимость создания технических центров перестройки сельского хозяйства. МТС были задуманы и организованы как опорные пункты Советского государства в деревне по проведению коллективизации, развитию социалистического производства. Здесь сосредоточивались квалифицированные агрономы, инженеры, механизаторы. Через МТС государство получало от колхозов хлеб и другие продукты, которыми колхозы рассчитывались за работу машин.
Осенью 1929 г. деревня бурлила почти как в дни революции. Сомнениям и колебаниям крестьян наступал конец. Широкие массы бедняков и середняков двинулись в колхозы. Только за три последних месяца этого года в колхозы вступило в два с лишним раза больше крестьянских хозяйств, чем за время с октября 1917 г. Однако некоторые работники центральных органов, местные руководители, увлеченные идеей коллективизации и тем большим успехом, который сопутствовал началу ее осуществления, допустили некоторые ошибки. Нередко они пренебрегали методами убеждения и для того, чтобы добиться 100-процентной коллективизации, использовали принуждение. При отказе некоторых крестьян вступить в колхоз порой против них
В колхоз всей деревней (Центрально-Черноземная область, 1931 г.).
101