Из Горок гроб с телом Ленина был перевезен в Москву. Траурная процессия направилась к Дому Союзов.
Вовек
такого
бесценного груза
еще не несли
океаны наши,
как гроб этот красный,
к Дому Союзов
плывущий
на спинах рыданий и маршей...
В. Маяковский.
Прощание с Ильичем превратилось в мощную демонстрацию единства партии и народа, преданности ленинизму. Со всех концов страны в Москву приехали делегации рабочих и крестьян.
Пять дней и ночей непрерывно двигался нескончаемый людской поток к Колонному залу Дома Союзов. Сотни тысяч людей на 35-градусном морозе часами ожидали своей очереди проститься с великим вождем. Москва не спала несколько суток.
27 января в 4 часа под звуки траурной музыки, фабричных гудков и орудийных залпов гроб с телом Владимира Ильича Ленина был перенесен в Мавзолей. И вот пять последних минут — пять минут прощания с Ильичем всего советского народа, мирового пролетариата. На пять минут замерли фабрики и заводы, остановились станки и поезда в Советском Союзе, во многих капиталистических странах.
В эти минуты в каждом городе нашей страны, в каждом селе и рабочем поселке, на площадях и улицах стояли люди. Облака морозного пара клубились над ними. Слезы замерзали на их лицах, но никто не чувствовал холода и ледяного ветра. Каждому казалось, что он, советский человек, прощается не только с вождем революции Владимиром Ильичем Лениным, но и с горячо любимым отцом.
В горькие дни прощания с Ильичем перед партией и народом все отчетливее вставал вопрос: как возместить утрату? В партийные организации посыпались заявления рабочих с просьбой о приеме в Коммунистическую партию. Поддерживая эту инициативу, Пленум ЦК в конце января 1924 г. принял решение •о массовом ленинском призыве рабочих в партию. Заявления рассматривались на открытых партийных собраниях, при активном участии всех рабочих. Свыше 240 тыс. человек вступило тогда в партию. Такое же движение началось в
комсомоле: в его ряды вступило более 150 тыс. молодых рабочих. С 1924 г. он стал называться Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи.
Еще теснее сплотившись вокруг Коммунистической партии, советский народ продолжал уверенно идти по пути, указанному Лениным.
Шел восьмой год Советской власти. Успешно решались задачи восстановительного периода. В это время со всей остротой встал вопрос о дальнейшем направлении развития нашей страны, о судьбах социализма в СССР.
Сложность этого вопроса заключалась в том, что, хотя социалистические элементы в экономике страны и преобладали, еще оставались и продолжали развиваться капиталистические элементы.
Используя эти временные трудности, все антиленинские группировки в партии во главе с Троцким выступили против учения Ленина о возможности победы социализма в одной стране.
Троцкисты считали построение социализма безнадежным делом и всеми силами боролись против этой установки партии. По существу они толкали страну на капитуляцию перед капитализмом. Коммунистическая партия дала отпор всем антиленинским группам. Партия считала, что социализм в нашей стране можно построить, что у нас есть все необходимое для его полного воплощения в жизнь.
Установка партии на победу социализма в одной стране была принята XIV партийной конференцией, состоявшейся в апреле 1925 г.
В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд партии. Съезд указал, что генеральная линия Коммунистической партии в области социалистического строительства — сделать Советский Союз экономически самостоятельным. Для того чтобы решить эту задачу, нужно было перестроить народное хозяйство на неизмеримо более высокой технической базе и создать целый ряд новых отраслей промышленности.
Это был курс на социалистическую индустриализацию страны, создавшей условия, необходимые для победы социализма в СССР (см. ст. «Заветы Ильича»).
Съезд решительно отверг точку зрения капитулянтов, не веривших в возможность построе-
90