нялись на борьбу против них. В ночь с 11 на 12 февраля 1921 г. в Дорийском районе началось восстание, оно быстро распространилось по всей Грузии. 16 февраля был образован ревком, который стал во главе восстания. В него входили испытанные большевики — Ф. Махарадзе (председатель),М. Орахелашвили, М. Цхакая, Ш. Элиава и другие. По просьбе ревкома на помощь грузинским революционным отрядам пришли части Красной Армии. В Грузию они шли по занесенным снегом горным тропам, обледенелым скалам, но ничто не могло сломить их волю, стремление братски помочь своим грузинским товарищам.
Командующий войсками Кавказского фронта М. Н. Тухачевский (третий слева) и Г. К. Орджоникидзе (четвертый слева) среди бойцов фронта.
25 февраля над Тифлисом (Тбилиси) взвилось красное знамя. Через несколько дней от причала Батумского порта отошел итальянский пароход «Ферен-Жозеф-Мирилли». На нем бежали за границу меньшевистские главари. Они везли с собой украденное государственное имущество — золото и драгоценности. Бывшее меньшевистское правительство заявило, что оно «находится во временном отсутствии». Но «отсутствие» это оказалось вечным: Советская власть победила в Грузии навсегда.
В своей справедливой борьбе трудящиеся Азербайджана, Армении, Грузии всегда опирались на помощь правительства РСФСР.
Как только бакинские рабочие свергли мусаватистов, Азербайджанский ревком послал Ленину телеграмму с просьбой прислать отряды Красной Армии. В этот же день, преодолев вражеские заслоны, в Баку примчался красный бронепоезд «III Интернационал». Вслед за ним прибыли части 11-й армии, которые помогли очистить Азербайджан от контрреволюционных банд.
По просьбе ревкома Армении красноармейские отряды приняли участие в окончательном разгроме дашнаков.
В 1920 — начале 1921 г. Советская власть победила на всем Кавказе. Успешно завершилась к тому времени и борьба народов Средней Азии.
К 1920 г. рядом с Туркестанской Советской Республикой в Средней Азии существовали две деспотические монархии — Хивинское ханство и Бухарский эмират. Время здесь как будто остановилось. Трудящиеся узбеки, таджики, туркмены изнывали под жестоким гнетом хана и эмира, прозябали в условиях средневековья. Больниц не существовало, а школы были только религиозные. Крестьяне и ремесленники платили непосильные налоги. Часто у бедняка, не уплатившего налог, забирали в рабство детей. За малейшую
60