мужество бойцов 27-й Омской стрелковой дивизии под командованием В. К. Путны.
Этот всеобщий подъем в наших войсках, стремление к победе помогло Красной Армии вскоре после открытия военных действий на Западном фронте перейти в наступление сначала на Украине, а потом в Белоруссии. Сражения продолжались все лето. Наши войска под руководством молодого, талантливого полководца М. Н. Тухачевского (ему было тогда 27 лет) дошли почти до самой Варшавы.
Но с помощью Антанты белопольская армия сумела перейти в контрнаступление и заставила советские войска отступить. Неудача Красной Армии была вызвана и царившей в нашей стране разрухой, особенно разрухой на транспорте, и тем, что мы вели войну на два фронта (см. ст. «Штурм Перекопа»), и просчетами командования.
В сентябре 1920 г. советские войска готовились к новой схватке с белополяками. Польские правящие круги боялись этого наступления и согласились наконец на переговоры о мире. Им пришлось отказаться от своего стремления захватить всю Украину и Белоруссию. Но все же панской Польше удалось сохранить за собой тогда Западную Украину и Западную Белоруссию. Только в 1939 г. эти земли воссоединились с СССР.
Воспользовавшись тем, что главные силы Красной Армии брошены на борьбу с белополяками, белогвардейцы несколько оправились от поражений и весной 1920 г. начали подготовку к очередной схватке с Советской республикой.
На этот раз их оплотом стал Крым. Сюда по Черному морю шли иностранные суда с оружием и обмундированием для 150-тысячной армии генерала Врангеля. Английские, французские специалисты руководили строительством укреплений на Перекопском перешейке, учили белогвардейцев обращаться с новейшей военной техникой — танками и самолетами.
В самый разгар боев Красной Армии с белополяками войска Врангеля вышли из Крыма, захватили часть южноукраинских районов и пытались прорваться к Донбассу. Врангель мечтал о походе на Москву.
«Врангель должен быть уничтожен, как уничтожены были Колчак и Деникин». Такую задачу поставил ЦК нашей партии перед советским народом. Через Харьков и Луганск, через Киев и Кременчуг двинулись на юг отряды коммунистов, воинские эшелоны.
Пока Красная Армия воевала с белополяками, советское командование не могло сосредоточить против Врангеля необходимые силы, чтобы перейти в решительное наступление. В течение лета и начала осени наши войска сдерживали натиск врага и готовились к контрнаступлению.
В те дни жестокие бои развернулись под ставшей тогда легендарной Каховкой. Здесь, в нижнем течении Днепра, где могучая река своим изгибом как бы нависает над входом в Крым, красные войска переправились на левый берег и создали там базу для дальнейшего наступления. Бойцы прославленной 51-й стрелковой дивизии под командованием В. К. Блюхера создали под Каховкой неприступный укрепленный район.
Врангелевцы изо всех сил старались выбить отсюда наши части. Пехота и конница белых, усиленные большим количеством броневиков, не считаясь с потерями, рвались вперед. Врангель бросил на этот участок фронта редкий тогда вид оружия — танки. Но бронированные чудовища не испугали красноармейцев.
...Неуклюжие громады танков медленно двигались вперед, подминая проволочные заграждения, ведя непрерывный огонь. Казалось, не было силы, которая их остановит. Но вот советские артиллеристы выкатили орудие и прямой наводкой подбили один танк. К другой вражеской машине бросилась группа красноармейцев со связками гранат: раздался оглушительный взрыв — танк замер, осел набок. Два
Командир Волжского полка
Степан Сергеевич Вострецов, человек медлительный, привыкший все делать прочно, обстоятельно, командовал на Восточном фронте Волжским полком, громившим колчаковцев. Обстоятельность не мешала ему быть мастером отчаянно смелых ходов на поле военных действий. Он сам с небольшой группой пулеметчиков захватил челябинский вокзал и открыл полку путь в город. За это Вострецов был награжден первым из своих четырех орденов Красного Знамени.
Морозной зимой 1919 г. Вострецов с небольшим отрядом, за которым следовал полк, подобрался к стоявшему на путях в Омске штабному поезду.
— Вылезай, приехали! — крикнул он, распахивая двери салона. Затем Вострецов заставил генерала снять телефонную трубку и приказать войскам в городе сложить оружие. Так смекалистый уральский кузнец взял верх над его превосходительством, недооценивавшим военный гений народа.
55