ному из главных организаторов интервенции — английскому военному министру Уинстону Черчиллю — сказать о белогвардейцах-деникинцах: «Это моя армия».
В начале июля 1919 г. Деникин отдал войскам приказ наступать на Москву. От Днепра до Волги развернулись напряженные сражения. В середине октября деникинцы захватили Орел и вступили в Тульскую губернию. Столица республики оказалась в опасности.
В это же время начал новое наступление на Петроград Юденич: он подошел к ближайшим рубежам города. 21 октября буржуазная пресса, вопреки фактам, уже кричала о взятии Петрограда и предрекала: «Через одну-две недели падет и красная Москва!»
Но революционный народ был непобедим. Прорвавшиеся к Петрограду белогвардейцы встретили упорное сопротивление. Почти все коммунисты города ушли на фронт, а вместе с ними и все комсомольцы старше 16 лет. На помощь петроградским рабочим пришли подкрепления из других городов. В эти дни В. И. Ленин в обращении «К рабочим и красноармейцам Петрограда» писал: «Бейтесь до последней капли крови, товарищи, держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца, победа недалека! Победа будет за нами!»
Петроград ощетинился укреплениями. На городских улицах строились баррикады. Во многих домах были оборудованы пулеметные гнезда. Рабочие, оставшиеся на фабриках и заводах, трудились, забыв об отдыхе.
На рассвете 21 октября части Красной Армии под Петроградом перешли в наступление. Бойцы стрелковых дивизий, морская пехота, башкирские кавалеристы, отряды курсантов сражались с исключительным мужеством. С моря вражеские позиции обстреливали корабли революционного Балтийского флота. Сильные удары по врагу наносили бронепоезда — имени Ленина и имени Володарского. В жестоких боях белогвардейцы были разбиты. Армия Юденича перестала существовать.
С армией Деникина справиться было труднее. Никогда еще в те годы враги не подходили так близко к Москве. Никогда не была так велика опасность.
Центральный Комитет партии выдвинул лозунг: «Все на борьбу с Деникиным!» В. И. Ленин от имени Центрального Комитета наметил боевую конкретную программу мобилизации народных сил для разгрома Деникина. Он указывал, что наступил один из самых критических моментов революции. Все силы надо было
Первой Конной армии вручают знамя. Слева — С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов.
подчинить одной цели — остановить врага, а затем отбросить и разгромить его. «Советская республика осаждена врагом,— писал Владимир Ильич.— Она должна быть единым военным лагерем не на словах, а на деле».
Первыми на фронт отправлялись коммунисты и комсомольцы. Осенью 1919 г. на фронт прибыли 30 тыс. коммунистов и более 10 тыс. комсомольцев. Многие комсомольские организации уходили на фронт вместе со своими руководителями.
Разоренная долгой войной, Советская страна была блокирована, окружена, не получала хозяйственной и военной помощи извне. Многие заводы, шахты были разрушены. Станки требовали ремонта. Не хватало сырья, топлива. Районы, богатые углем, нефтью, рудой, хлопком, были отрезаны врагом. Рабочие голодали. Сахар, масло, мясо были большой редкостью. Хлебные пайки не превышали 200— 300 г. И поскольку большая часть действующих предприятий выпускала военную продукцию, было очень трудно не только с продовольствием, но и с другими необходимыми товарами: обувью, одеждой, керосином, мылом и т. д.
В советском тылу действовали белогвардейские агенты и иностранные шпионы. На улице Станиславского, в центре Москвы, стоит скромный двухэтажный дом. У его стены — памятник: с красной урны ниспадает траурное мраморное покрывало. На гранитной плите золотыми буквами нанесены двенадцать фамилий.
51