Сводка о событиях в Москве 29 октября (11 ноября) 1917 г.
Бюллетень ВРК городского района №1 30 октября (12 ноября) 1917 г.
Утром 29 октября революционным войскам удалось героическим натиском очистить от юнкеров и буржуазной гвардии Тверскую улицу. Нашими войсками заняты Малый театр и губернаторский дом в Леонтьевском переулке. Захвачен автомобиль и взято в плен около 500 белых гвардейцев.
В революционный комитет Совета явились делегаты казаков и заявили, что они — более 100 человек — сложили оружие и подчиняются Совету.
В Кремле до 4 часов дня положение без перемен. Происходит сражение между юнкерами и революционным 56-м полком. У юнкеров совершенно нет артиллерии.
В 3 часа дня революционный комитет Совета предложил юнкерам и белой гвардии, укрепившейся между Леонтьевским и Чернышевским переулками, сдаться, дав 15 минут для
размышления. Предложение не было принято, и наши войска открыли сильный артиллерийский огонь по укреплениям буржуазной рати.
К вечеру 29 октября положение революционных войск укрепилось по всему городу. С районов к центру города направляются наши войска, занимая улицы и дома.
На помощь революционному Совету Москвы вызваны из Тулы, Владимира и Иваново-Вознесенска революционные войска.
Их прибытие ожидается сегодня ночью.
5 часов дня. Советскими войсками занята почта.
6 часов дня. Сражение на Таганской площади окончилось победой советских войск.
Ввиду продолжающегося сопротивления юнкеров революционный комитет Московского Совета приказывает революционным войскам действовать тяжелой артиллерией, где это является необходимым.
Осада и атака Кадетского корпуса. В 6 часов утра революционные войска окружили Алексеевское военное училище. На Госпитальной улице около парка было установлено орудие. С раннего утра началась перестрелка из винтовок. У юнкеров, кроме винтовок, были пущены в ход пулеметы. После продолжительной бомбардировки при участии артиллерии за час три корпуса были взяты революционными войсками...
В 9 часов вечера революционные войска занимают телефонную станцию и бомбардируют гостиницу «Метрополь». Утром 29 октября из Минска прибыли две роты революционных солдат на помощь московским товарищам. Настроение прибывших очень боевое.
На подступах к Кремлю
Революционные бои в Москве
С каждым часом московские революционные отряды занимали все новые и новые улицы. Сражение развивалось успешно. Но самое трудное было впереди. Белогвардейцы укрепились за стенами Кремля. Там собрались основные силы офицеров и юнкеров. Пока они там, победа революции в Москве не может быть окончательной.
Со стороны Театрального проезда подходы к Кремлю защищал засевший в гостинице «Метрополь» большой отряд юнкеров. Патронов у юнкеров было много, и они вели шквальный огонь по наступающим.
На помощь восставшим пришла артиллерия. После нескольких залпов юнкера замолчали. На Неглинной улице, в подъезде Малого театра, начали скапливаться бойцы, готовясь к штурму белогвардейского укрепления. Но едва рабочие и солдаты появились на площади, как защитники «Метрополя» снова открыли бешеный огонь. Они перебрались в подвал здания, заложили окна и двери бревнами, мешками с песком.
Штурм «Метрополя» мог сорваться — на площади лежало несколько десятков убитых и раненых. Бойцы залегли. А юнкера били и били из пулеметов и винтовок. И вдруг сверху, со стороны Лубянской площади (ныне площадь Дзержинского), показался новый отряд. Впереди бежал невысокий коренастый человек в короткой куртке. Не обращая внимания на выстрелы, прибывшие подошли почти к самому зданию, залегли. В это время со стороны Пресни ударили орудия. Это послужило как
бы сигналом. Человек в куртке вскочил и, подняв высоко над головой наган, бросился к «Метрополю». Бойцы ринулись за ним. — Гранаты!
Десятки гранат взорвались почти одновременно. Юнкера продолжали стрелять, но наступающие уже подошли вплотную к стенам здания, швыряли гранаты в амбразуры, вышибли двери, рассыпались по лестницам и этажам. Вскоре последние сопротивлявшиеся юнкера подняли руки, сдались.
Человек в куртке снял кепку, вытер вспотевший лоб и улыбнулся — путь к Кремлю был открыт. Бойцы, штурмовавшие здание «Метрополя», с восторгом смотрели на своего отважного командира. Это был Михаил Васильевич Фрунзе.
30