Во все концы России полетела волнующая весть: «Царь отрекся от престола! Самодержавие свергнуто! Революция победила!»
Всенародное ликование охватило всю громадную страну. Триста лет романовская династия правила Россией. На совести царей и императоров — беспросветная народная нищета, горе, слезы, губительные войны, стоившие бесчисленных жертв, жестокие расправы с защитниками народа, сибирская каторга и казематы Шлиссельбургской крепости, безграмотность населения...
«Хозяин земли русской» — так написал Николай II во время переписи населения в 1897 г. в графе о «занятии, должности, службе». Но русское самодержавие уже давно держалось непрочно на русской земле. Ко времени первой мировой войны оно представляло собой «колосс на глиняных ногах».
Участие России в мировой империалистической войне, страдания, которые война принесла народу, явились последней каплей, переполнившей чашу его терпения. Понадобилось лишь несколько дней, чтобы, как писал Ленин, залитая кровью и грязью телега романовской монархии опрокинулась сразу.
Россия стала самой свободной из воюющих стран. Трудящиеся получили возможность собираться на митинги и собрания, создавать свои политические организации. Политических заключенных выпустили из тюрем. Полиция, жандармерия, охранка были упразднены. Большевистская партия вышла из подполья.
Но Февральская революция была лишь первым шагом революционного 1917 года. Для полной победы народа требовалось сделать новый шаг, совершить переход от буржуазно-демократического этапа революции к ее социалистическому этапу.
После падения царизма в стране сложилась своеобразная политическая обстановка — двоевластие. Рабочие на заводах и фабриках, солдаты и матросы в полках и на кораблях создали свои органы власти — Советы рабочих и солдатских депутатов. Рождались уже и Советы крестьянских депутатов. Это была власть рабочих и крестьян.
1917 год. Так солдаты развалившейся царской армии возвращались с фронта.
На стороне Советов была решающая сила, подавляющее большинство народа. В их распоряжении была и рабочая Красная гвардия.
Советы, обладая реальной силой, вполне могли взять в свои руки всю государственную власть. Но они позволили буржуазии создать свою власть в лице Временного правительства, которое было сформировано из депутатов Государственной думы и стало официальной властью России.
Это случилось потому, что революционные массы, в том числе широкие круги рабочих, были обмануты, поверили в то, что Временное правительство под давлением Советов выполнит их требования. Другая причина нереволюционного поведения Советов в это время кроется в позиции меньшевиков и эсеров, которые имели тогда большинство в Советах. Эсеро-меньшевистские лидеры пошли на соглашение с вождями буржуазии. Прошло немного времени, и Временное правительство показало свое истинное лицо. В угоду империалистической буржуазии оно объявило, что война будет продолжаться «до победного конца»; многомиллионная армия оставалась на фронте. Земля по-прежнему принадлежала помещикам, фабрики и заводы — капиталистам. На окраинах страны действовали по существу царские колониальные порядки, трудящиеся массы угнетенных национальных меньшинств были, как и прежде, бесправными.
13