На лицевой стороне римских денариев эпохи республики помещались изображения богов; на оборотной стороне денариев встречаются изображения двух скачущих всадников, орудий монетного дела — наковальни, молота и клещей и др. (рис. 8 и 9).
Императоры чеканили золотые и серебряные монеты со своим изображением. Таковы монеты императора Августа, I в. н. э., на оборотной стороне их изображен жертвенник (рис. 10); монеты императора Нерона, I в., на оборотной стороне — легионер, попирающий ногой врага (рис. И); императора Константина, IV в., на оборотной стороне — изображение здания (рис. 12). Одновременно сенат выпускал медные монеты.
Императорские золотые монеты — ауреусы с замечательными реалистическими портретами принадлежат к лучшим произведениям римского искусства.
В поздней Римской империи монетное дело пришло в упадок. В серебро и золото добавляли другие сплавы.
Портреты и другие изображения не имеют прежней художественной ценности, что свидетельствует об упадке культуры.
Изучая монеты, исследователь узнает о разных сторонах жизни древних народов: о хозяйстве, политическом строе и культуре древности. Например, чеканка тетрадрахмы в той или иной стране свидетельствует о ее подчинении Александру Македонскому, а находки тетрадрахм за пределами его монархии говорят о торговых связях того времени.
Многие античные монеты и в наше время представляют собой прекрасные произведения искусства.
Средневековые монеты Западной Европы
После падения Римской империи в Европе раннего средневековья города перестали быть центрами ремесла и торговли. Торговля заглохла, денежное обращение пришло в упадок.
Основной монетной единицей по-прежнему оставался римский золотой солид (ауреус), равнявшийся определенному числу серебряных денариев. Монеты времен Меровингов и Каролингов были очень похожи на римские солиды и денарии.
Золотые солиды продолжали чеканить и византийские императоры.
В условиях натурального хозяйства и политической раздробленности происходит полная децентрализация денежного дела. Так, при Меровингах (V—VIII вв.) многие церкви и монастыри были не только освобождены от податей, но иногда имели право сами собирать подати и чеканить монеты. Подобная монета изображена на рисунке 1. Это триенс — три солида. На лицевой стороне — бюст короля в диадеме, на оборотной — латинский крест. Эту монету выпустила церковь св. Мартина во Франции.
Децентрализация монетного дела доходила до того, что количество денариев в солиде у разных германских племен определялось по-разному. Денег чеканилось тогда мало, и поэтому солид и денарий были не столько платежным средством, сколько мерилом ценностей, т. е. счет велся на деньги, а уплата, как правило, производилась натурой.
В VIII — IX вв. в связи с недостатком в Западной Европе драгоценных металлов вместо золотых солидов стали чеканить серебряные.
В VIII—XII вв. наиболее распространенной монетой в Западной Европе был серебряный денарий. На рисунке 2 мы видим английский денарий: на лицевой стороне монеты изображен король Этельред II (978—1018) в диадеме и шапке, на оборотной — крест. Крупные феодалы — герцоги, бароны, архиепископы — в целях наживы часто уменьшали вес монеты и количество содержащегося в ней серебра.
Феодальная раздробленность и обилие монет разнообразного веса и качества затрудняли торговлю даже в пределах одной страны.
С ростом ремесла, торговли и с возникновением новых городов увеличивается потребность в монете. В XII—XIII вв. широкое распространение получили серебряные монеты, так называемые брактеаты (рис. 3). Техника их чеканки была примитивной. Из тонкого серебряного листа вырезался широкий кружок, на котором выбивалось изображение только с одной стороны, обычно оно было довольно несложным, как на нашей монете: лев в короне с характерным восьмеркообразным хвостом — так называемый чешский лев. Брактеаты были очень хрупки и непригодны для длительного употребления.
Постепенно начиная с XII в. в Италии, в XIII—XIV вв. во Франции и Западной Германии денарий и брактеаты были вытеснены более полноценной и крупной серебряной монетой — грошами (грош — от латинского «гроссус»— большой). Иначе он назывался «гро турнуа» — турский грош. На лицевой сторо-
602
не нашего гро турнуа (рис. 4) изображен городской замок, окруженный традиционной надписью: «город Тур», и бордюр из 12 лилий, которые не только играли декоративную роль, но и показывали, что в большом денарии — гроше — содержится 12 денариев. На оборотной стороне — крест, вокруг которого имя короля и две кольцеобразные легенды. Эта монета больше, чем мелкий денарий и хрупкий брактеат, подходила для развивающегося денежного обращения, для международной торговли. Поэтому гроши, монеты, подобные данной французской, стали чеканить многие европейские государства.
Очень распространенной монетой были пражские гроши, чеканившиеся в Чехии с начала XIV до середины XVI в. (рис. 5).
Пражские гроши были в обращении не только в Чехии, но и на всей территории Германии, в Польше и на Руси. На их лицевой стороне на протяжении 250 лет изображалась чешская корона и надпись с именем короля, на оборотной — герб Чехии (лев с восьмеркообразным хвостом) и название монеты — пражский грош. В течение XIV—XV вв. вес и качество металла в грошах понизились. А в XVI в. грош превратился в мелкую разменную монету.
Во второй половине XV в. в Южной Европе появились новые крупные серебряные монеты (весом около 9,5 г), получившие название тестонов (от итальянского «теста» — голова), так как на лицевой стороне этих монет чеканились портреты правителей. На рисунке 6 французский тестон: на лицевой стороне изображен король Генрих II (1547 —1559) в лавровом венке, на оборотной — полумесяц под короной — личный герб Генриха II и его девиз. Некоторые тестоны XVI в. отличались высоким искусством в передаче портрета.
Над изготовлением монетных штемпелей работали выдающиеся мастера-медальеры эпохи Возрождения. Например, должность чеканного мастера папского монетного двора одно время занимал знаменитый ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини.
Тестоны чеканились в Швейцарии, Южной Германии, Франции и Португалии.
Самой крупной серебряной монетой Европы XVI — XVII вв. были талеры, названные так по месту их первоначальной чеканки — Иоахимсталю в Чехии. Серебряный талер весил 27—30 г. В XVI—XVII вв. талеры чеканили также в Германии, Италии, Нидерландах, Швеции, Голландии. На рисунке 7 мы видим голландский левендаальдер — талер со львом. На лицевой
стороне изображен стоящий рыцарь с гербовым голландским щитом, на оборотной — лев.
В России XVI — XVII вв. талеры были известны под названием «ефимков». От слова «талер» происходит современное название — доллар.
Из золотых монет средневековой Европы широкое распространение получили дукаты, впервые появившиеся в Венеции в конце XIII в. (рис. 8). Венецианские дукаты весили около 3,5 г. На одной стороне дуката изображался венецианский дож, принимающий знамя из рук св. Марка, считавшегося покровителем Венеции; на другой стороне монеты — Христос. В латинской надписи на монетах этого типа было слово «дукатус», т. е. герцогство (имелась в виду Венеция). Отсюда происходит название этой монеты. Другое название дуката — цехин происходит от итальянского «цекка» — монетный двор. В подражание венецианским золотые дукаты чеканились и в других странах Европы, например в Чехии и Венгрии. На рисунке 9 мы видим венгерский дукат. На лицевой стороне монеты — гербовый щит, окруженный легендой: «Милостью божьей Сигизмунд, король Венгрии», на оборотной — святой Ладислав.
В Англии при короле Эдуарде IV (1461—1483) начали чеканить золотые монеты — розенобль — нобль с розой (рис. 10) (нобль — «превосходный», «знаменитый»). На лицевой стороне монеты — король, стоящий на корабле. В правой руке короля — меч, в левой — щит с английским и французским гербами. На корабле — изображение белой розы. На оборотной стороне розенобля — солнце на кресте из гербовых лилий, между лучами креста — четыре леопарда. В центре солнца — роза. Естественно, что такие великолепные монеты не могли не вызвать подражаний. На рисунке 11 изображен голландский нобль 1583 г. Этот нобль очень похож на предыдущий, но гербовый щит другой, местный.
В средневековых городах Европы обращались и арабские дирхемы, поступавшие из Северной Африки, арабской части Испании и т. д., а также византийские монеты.
Не удивительно, что при таком многообразии монет в городах появились менялы. Лавка менялы обычно располагалась недалеко от городского рынка. Здесь можно было обменять любые иностранные монеты на местные: меняла тщательно взвешивал монеты и определял их качество. Менялы не только обменивали деньги, но и брали их на хранение, давали деньги взаймы под большие проценты.
603