БОРЬБА БОЛЬШЕВИКОВ ПРОТИВ ВОЙНЫ
Когда началась первая мировая война, только одна партия — партия большевиков твердо, без всяких колебаний подняла знамя решительной борьбы против империалистической войны, осталась до конца верной делу социализма и пролетарского интернационализма.
Не успели еще высохнуть расклеенные повсюду объявления о всеобщей мобилизации, как в Петербурге, Екатеринославе, Риге, Костроме и других городах появились антивоенные большевистские прокламации с призывом: «Долой войну! Война войне!» Рабочие Петербурга и некоторых других промышленных центров России приняли участие в митингах, стачках и демонстрациях. Это были первые антивоенные выступления пролетариата в годы империалистической войны. «Единственным классом в России,— с гордостью писал В. И. Ленин,— которому не удалось привить заразы шовинизма1, является пролетариат...»
«Долой войну! Война войне!» — как взрыв, прозвучали эти слова 26 июля (8 августа) 1914 г. в Таврическом дворце, где заседала Государственная дума, которая должна была продемонстрировать «единение царя с народом». Невзирая на злобные выкрики и угрозы депутатов Думы, депутаты-большевики отказались голосовать за военный бюджет царизма 2 и в своей декларации заклеймили правящие классы и правительства капиталистических стран как виновников начавшейся войны. Так, уже в первые дни войны через голову «черной думы» большевики обратились к народу с резким протестом против кровавой бойни. Но одного протеста было недостаточно. Пожар войны разгорался, и передовые рабочие ждали от большевиков быстрого и четкого ответа на самый злободневный и сложный вопрос: как покончить с ненавистной народу войной? На этот вопрос ответил вождь и стратег партии В. И. Ленин.
Владимира Ильича война застала на территории Австро-Венгрии, в галицийском местечке Поронин. Австрийские жандармы арестовали Ленина, объявив его царским шпионом. Более
вздорное обвинение трудно было и придумать. Однако потребовалось немало усилий, чтобы освободить Ленина из тюрьмы. «Уверены ли вы, что Ульянов — враг царского правительства?»— спросил габсбургский министр депутата австрийского парламента социалиста В. Адлера, хлопотавшего об освобождении Ленина. «О, да,— ответил Адлер, — более заклятый враг, чем ваше превосходительство».
6(19) августа Владимир Ильич был освобожден из тюрьмы, а через семнадцать дней он и Надежда Константиновна Крупская были уже в нейтральной Швейцарии. Вскоре по приезде В. И. Ленин огласил на собрании группы большевиков-эмигрантов свои тезисы (краткое изложение взглядов) о войне. Он говорил, что начавшаяся война является империалистической, т. е. захватнической, грабительской, несправедливой с обеих сторон, чуждой интересам трудящихся. Ясно и вместе с тем предельно сжато В. И. Ленин определил цели и задачи борьбы трудящихся против кровавой бойни, разоблачил ее зачинщиков — империалистов — и предавших интересы пролетариата вождей: II Интернационала (см. стр. 563).
Рабочие, крестьяне, солдаты, говорил В. И. Ленин, должны знать, что прочного и справедливого мира без грабежа и насилия победителей над побежденными, мира, при котором не был бы угнетен ни один народ, добиться невозможно, пока у власти стоят капиталисты и помещики. Покончить с войной и заключить справедливый, демократический мир может только сам народ. А для этого трудящимся надо повернуть оружие против империалистических правительств, превратить империалистическую бойню в войну гражданскую, в революцию против правящих классов и взять власть в свои руки. Поэтому, кто хочет прочного, демократического мира, тот должен быть за гражданскую войну против буржуазии и помещиков.
Но, спрашивал Ленин, можно ли на деле стремиться к превращению империалистической войны в гражданскую, не желая поражения империалистического правительства своей страны и не содействуя ему? Военные поражения ослабят ненавистное народу правительство, обострят положение в стране. Тем самым они будут способствовать развитию революции и облегчат свержение царизма. Лозунг революционного пораженчества — это не призыв к пассивному протесту против войны путем саботажа, отказа от ношения оружия, дезертирства или к прямой измене солдат и переходу их на сторо-
1 Шовинизм — буржуазный национализм, противопоставление интересов одной нации интересам других наций, разжигание национальной вражды и ненависти.
2 Боясь потерять влияние в рабочем классе, депутаты-меньшевики тоже проголосовали против военных кредитов. Но уже вскоре они заявили, что «не противодействуют войне».
569