ми рабочими с призывом совместными усилиями помешать развязыванию войны. Но сделать это не удалось. Все социалистические партии позорно предали пролетариат, кроме одной — партии большевиков. Когда война разразилась, только большевики выступили против нее.
Либкнехту было ясно, что вожди социал-демократической партии изменили делу социализма. Но из ложно понятой партийной дисциплины он не выступил 4 августа 1914 г. открыто против предателей. Это была тяжкая ошибка, но Либкнехт очень скоро ее осознал и исправил.
Перед заседанием рейхстага 2 декабря 1914 г. даже некоторые друзья уговаривали Либкнехта не вступать в борьбу со своей партией, со всем рейхстагом. Карл и слышать не хотел этих «благоразумных» советов. Пусть в рейхстаге он будет один против войны, но он поднимет свой голос и спасет честь германского социализма!
Выступление Либкнехта отозвалось могучим эхом во всем мире. К Либкнехту из разных стран шли письма с приветствиями и выражением симпатии.
«В тот момент, когда Вы своим голосованием 2 декабря восстановили стольких против себя... мы чувствуем себя особенно обязанными выразить Вам свое восхищение...» — писала Карлу группа немецких молодых рабочих. «Товарищ Либкнехт! За ваш поступок, за Ваше мужество — спасибо Вам! Тысячам и тысячам пролетариев всех стран Вы дали новую надежду»,— писали Либкнехту женщины-социалистки из Голландии.
Правительство по-своему ответило на выступление Либкнехта. Он был призван в армию, хотя и по возрасту (ему было 44 года), и по состоянию здоровья (болезнь сердца) не подлежал мобилизации. Не посчитались и с депутатским званием Карла Либкнехта.
Либкнехт попал на фронт в качестве солдата рабочего батальона. Он выполнял здесь самую грязную и тяжелую работу, но был неизменно бодр. «Мне кажутся жалкими все земные невзгоды, — писал он с фронта. — Я смеюсь над ними, даже если тело сгибается под их тяжестью...»
Солдаты собирались вокруг Либкнехта, который смело говорил им, что враг — не тот солдат, который лежит в окопах по ту сторону фронта, враги рабочих — это капиталисты в собственной стране!
Вместе со своими товарищами — Розой Люксембург, Францем Мерингом, Кларой Цеткин и Вильгельмом Пиком — Либкнехт создал революционную организацию «Спартак», которая начала выпускать антивоенные листовки.
В 1916 г. в Берлине состоялась первомайская демонстрация, первая за время войны. Подготовил ее «Спартак». К семи часам вечера на Потсдамской площади собрались тысячи рабочих. Среди них преобладали женщины и молодежь. Появился Карл Либкнехт. Рядом с ним была Роза Люксембург, выдающийся деятель левых социал-демократов. Над площадью зазвучали призывы Либкнехта: «Долой правительство! Долой войну!»
Либкнехта обвинили в военной измене и предали суду. «Мне не в чем оправдываться. Я просто заявляю, что я — социалист-интернационалист. Я не беру назад ни одной буквы из лозунгов: «Долой правительство! Долой войну!».
Суд приговорил Либкнехта к двум с половиной годам тюрьмы. Но правительству показалось, что этого мало. Состоявшийся вскоре второй суд усилил наказание до 4 лет каторжной
К. Либкнехт на митинге.
567