В Петербурге у ворот Путиловского завода. Январь 1905 г.
дети, родители. Все были празднично одеты, радостно возбуждены. С хоругвями, портретами царя, с пением молитв и царского гимна двинулись рабочие в центр Петербурга, к Зимнему дворцу. Более 140 тыс. людей вышли на улицы. Это была мирная, безоружная манифестация.
Первыми кровавой расправе подверглись рабочие Нарвской заставы, среди которых были и путиловцы. К 12 часам дня демонстранты медленно приближались к Нарвским воротам. Вдруг прозвучал сигнальный рожок, и тотчас, без всякого предупреждения, раздался залп, другой. Упали убитые и раненые. Демонстранты были ошеломлены, но все-таки пытались пробиться вперед. Шедшие в передних рядах, разорвав на груди рубахи, кричали палачам: «Нате, стреляйте!» — и те стреляли. Демонстранты остановились, а затем повернули назад, побежали. Конные казаки стали их преследовать и зверски избивать нагайками. Сотни раненых и убитых остались лежать перед Нарвскими воротами.
Против рабочих Ижорского завода возле Невских ворот бросили кавалерию. Она смяла
первые ряды демонстрантов, внезапно раздался ружейный залп.
Кровавая расправа над безоружными рабочими происходила на Шлиссельбургском тракте, и на Выборгской стороне, у Троицкого моста, и на Васильевском острове, во многих местах города. Но люди, преодолевая все заслоны, стремились вперед, к Зимнему. И вот они прорвались к царскому дворцу.
Плотная толпа приближалась к ровным шеренгам солдат. От шеренги отделился офицер. Он потребовал очистить площадь, угрожая расстрелом. Толпа остановилась и мирно ожидала выхода царя. Но вот рота Преображенского полка вышла вперед, по команде офицера взяла винтовки наизготовку и прицелилась. Еще команда — и раздался залп. Упали раненые и убитые. Воздух огласили вопли ужаса, стоны. Еще и еще гремели залпы. Дворцовая площадь обагрилась кровью. «Палачи! Убийцы! — раздавались крики из толпы.— Пулями угостили!» А кровавая расправа продолжалась и на прилегающих улицах. Безоружных людей расстре-
522