В начале XX в. подъем угольно-металлургического Донбасса приостановился. Наступил кризис. Прекратилось строительство новых заводов, закрылись некоторые из действовавших. Тогда капиталисты прибегли к новой тактике в борьбе за прибыли — не увеличивать добычу угля и выплавку металла, а взвинчивать цены. Для этой цели были созданы картели1 Продамет и Продуголь. Известный промышленник Гужон, владелец московского железоделательного завода (ныне металлургический завод «Серп и молот»), вспоминал свой разговор с Юзом во время кризиса. Юз ему заявил, что в России слишком много заводов, надо очистить рынок от лишних производителей и тогда поднимутся цены. И это говорилось в то время, когда еще далеко не во всех крестьянских хозяйствах можно было встретить железный плуг, когда Россия по потреблению металла на душу населения стояла на одном из последних мест в Европе. Зато прибыли заводчиков, крупнейшими из которых были иностранные капиталисты, росли год от году.
С началом первой мировой войны производство угля и металла не только не расширилось, а стало сокращаться. На фронте же тысячи солдат не могли получить винтовок — не хватало металла.
...Природные богатства Донбасса ждали новых хозяев, которые смогли бы поставить их на службу народу. И эти хозяева пришли с победой Великого Октября.
В начале 70-х годов XIX в. русские революционеры стояли на распутье.
Стихийные крестьянские восстания, вспыхнувшие во многих губерниях в ответ на реформу 1861 г., были подавлены полицией и войсками. План намеченного на 1863 г. всеобщего крестьянского восстания революционерам осуществить не удалось. Н. Г. Чернышевский (см. стр. 445) томился на каторге; его ближайшие соратники, составлявшие центр революционной организации, были арестованы, некоторые погибли или тоже попали на каторгу. В 1867 г. замолчал «Колокол» А. И. Герцена (см. стр. 441).
В это тяжелое время молодое поколение революционеров искало новые формы борьбы с царизмом, новые способы разбудить народ, привлечь его на свою сторону. Молодежь решила идти «в народ» и вместе с просвещением распространять среди темного, забитого нуждой и бесправием крестьянства идеи революции. Отсюда и название этих революционеров — народники.
Весной и летом 1874 г. молодые люди, чаще всего студенты, разночинцы или дворяне, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию и переодевшись в крестьянское платье, «пошли в народ». Вот как рассказывает современник о настроении, охватившем передовую молодежь: «Идти, во что бы то ни стало идти, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги, даже лапти... Одни мечтали о революции, другие хотели попросту лишь посмотреть,— и разлились по всей России мастеровыми, коробейниками, нанимались на полевые работы; предполагалось, что революция произойдет никак не позже, чем через три года, — таково было мнение многих».
Из Петербурга и Москвы, где в то время было больше всего учащейся молодежи, революционеры двинулись на Волгу. Там, по их мнению, еще были живы в народе воспоминания о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева. Меньшая часть направилась на Украину: в Киевскую, Подольскую и Екатеринославскую губернии. Многие поехали к себе на родину или в места, где у них имелись какие-либо связи.
Посвящая жизнь народу, стремясь стать ближе к нему, народники хотели жить его жизнью. Они крайне скудно питались, спали подчас на голых досках, ограничивали свои потребности самым необходимым. «У нас возникал вопрос,— писал один из участников «хождения в народ», — позволительно ли нам, взявшим в руки страннический посох... есть селедки!?. Для спанья я купил себе на базаре рогожу, бывшую уже в употреблении, и клал ее на дощатые нары. Ветхая мочалка скоро протерлась насквозь, и приходилось спать уже на голых досках».
Один из выдающихся народников того времени — П. И. Войнаральский, в прошлом мировой судья, отдавший все свое состояние на дело революции, открыл в г. Саратове сапожную мастерскую. В ней обучались народники, желавшие идти в деревню сапожниками, и хранилась запрещенная литература, печати, паспорта — все необходимое для нелегальной работы революционеров. Кроме того, Войнаральскому удалось организовать в Поволжье
1 Картель — объединение капиталистов. Картели создаются с целью господства на рынке и получения наибольшей прибыли.
494