басса, в Сулине, русский предприниматель Д. А. Пастухов построил завод для выплавки чугуна на антраците.
Царское правительство покровительствовало новым предприятиям: выплачивало им премии, заводы получали крупные казенные заказы на несколько лет вперед по весьма выгодным ценам. Кроме того, Юзу в течение десяти лет выдавалась премия в 50 коп. за каждый пуд изготовленных рельсов, что составило крупную сумму.
Вскоре были открыты и богатые залежи железной руды в Кривом Роге. В конце 70-х годов Донецкая железная дорога соединила восточную и западную магистрали и дала выход углю на широкий рынок, а затем была построена и Екатерининская железная дорога, соединившая донецкий уголь и криворожскую железную руду. Один за другим возникали новые заводы. Только за последнее десятилетие XIX в. выстроены были Дружковский, Донецко-Юръевский, Никополь-Мариупольский, Макеевский, Таганрогский заводы, а еще раньше — Александровский и Днепровский заводы на Днепре.
Почти все они строились иностранцами. Одни за другими возникали акционерные общества и банки для эксплуатации богатых недр России с помощью дешевой рабочей силы — русских крестьян. Целыми деревнями шли на шахты Донбасса в поисках заработка крестьяне-бедняки из Орловской. Тамбовской, Воронежской, Смоленской и других губерний. Рабочие каменноугольных копей и металлургических заводов подвергались нещадной эксплуатации и за счет этого хозяева — капиталисты получали баснословные прибыли... Так, за 1884— 1888 гг. заводы Юза на каждый фунт стерлингов вложенного капитала дали почти полтора фунта прибыли.
Работа на шахтах была тяжелой и опасной. Рубили уголь вручную, обушком или кайлом. В зависимости от толщины угольного пласта забойщик работал либо сидя, либо лежа. Угольная пыль висела в воздухе, насыщенном копотью ламп, испарениями тел, сыростью. К этой смеси часто присоединялся еще гремучий газ. Через тонкие, как волос, трещины часто просачивался гремучий газ из стоячих озер — пустот выработанных пластов — в рабочие штольни. Но на это не обращали никакого внимания. Малейшая остановка работ сурово каралась администрацией. Много раз случались взрывы и обвалы в шахтах. И сколько при этом гибло людей!
Типичная фигура старого Донбасса — коногон. Сцепив семь-восемь вагонеток, коногон впрягал в них лошадь, а сам ложился грудью
на переднюю вагонетку. Лошадь двигалась по узким длинным извилистым галереям к стволу. Случалось, на полном ходу вагон сходил с рельсов, коногон по инерции летел вперед, ударялся головой о подпорку, и шахта становилась его могилой.
Дети обычно работали саночниками. На своеобразных «санках», которые прикреплялись к поясу цепью, уголь отвозили из забоя к главным откаточным штрекам. Работали дети по 12 часов.
Очень тяжелым был труд подростков, работавших в ужасной жаре у насосов. Едкая вода, насыщенная серой и солями, разъедала кожу, тело покрывалось нарывами и трудно заживающими ранами.
И нигде на шахтах не было механизации. Уголь из шахт поднимали при помощи конских приводов, а когда не хватало лошадей, впрягались люди.
Очень тяжелым был труд и на металлургических предприятиях. Сырье к доменным печам доставлялось на тачках — «козах». Загружали домны вручную.
Горн — нижняя часть доменной печи — был самым опасным для рабочего местом. Там часто случались прорывы, и тогда во все стороны хлестал чугун, шлак, горячий кокс, раскаленная пыль. Нередко рабочие сгорали заживо. На верху домны, на колошнике, рабочие нередко падали замертво, отравленные доменными газами. Такие же условия были в сталеплавильных и прокатных цехах.
Поселки возле заводов делились на колонии. В одних, где жило начальство,— хорошие мостовые, электрический свет, канализация, водопровод. А на окраинах стояли серые бараки рабочих, без воды и канализации. Здесь свирепствовали эпидемические болезни, нередкой гостьей была холера.
Рабочие не мирились с невыносимыми условиями труда. На шахтах и заводах то и дело возникали волнения, стихийные выступления рабочих, забастовки.
С конца 90-х годов рабочее движение в Донбассе и на металлургических заводах Екатеринослава (ныне Днепропетровск) возглавили революционеры-марксисты. В 1897 г. высланный царскими властями в Екатеринослав ученик В. И. Ленина И. В. Бабушкин организовал здесь «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
В 1905 г. в Донбассе произошли крупные рабочие стачки, которые в декабре переросли в восстания.
493