ность. Ты создал новую страну. Ты встречал на своем пути тысячи препятствий, которые встречаются и на моем пути. Я хочу идти твоим путем, и хотя мои враги против этого, но мой народ будет меня приветствовать. Ты умер, небо не продлило твоей жизни, но в памяти угнетенных народов ты будешь жить веками, великий человек». Речь Сунь Ят-сена— это прекрасный итог политического развития революционера-демократа.
В начале 1925 г. Сунь Ят-сен был уже тяжело болен. Врачи не скрывали, что положение его безнадежно, да и он, сам врач, понимал, что дни его сочтены. 11 марта 1925 г. Сунь сказал: «Я долго боролся со смертью. Сегодня ночью я сдаю свои позиции». Он попросил пере-
нести его на походную койку и, лежа на ней, продиктовал знаменитое письмо в ЦИК СССР.
«Дорогие товарищи! В то время как я лежу здесь в недуге, против которого бессильны люди, моя мысль обращена к вам и к судьбам моей родины... Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку. С братским приветом Сунь Ят-сен».
Идти «рука об руку» с Советским Союзом — таков великий завет, оставленный Сунь Ят-сеном китайскому народу.
Когда китайскому мальчику из обеспеченной семьи исполнялось 6—7 лет, отец нанимал для него учителя или отдавал его в школу. Мальчик, его отец и учитель поклонялись изображению древнего мудреца Конфуция, затем ученик припадал в знак покорности к ногам учителя, и учение начиналось.
В Китае с древнейших времен существует иероглифическая письменность, овладение грамотой давалось нелегко. К тому же изучение ее начиналось сразу с чтения древних книг, содержание которых было недоступно пониманию детей. Тексты заучивали механически наизусть. Ученики должны были также овладеть сложным искусством каллиграфии, т. е. умением быстро, красиво и правильно писать иероглифы с помощью кисточки и туши. Учение длилось с восхода и до захода солнца. Бамбуковая палка в руках учителя была главным способом наказания нерадивых.
Люди, учившиеся таким образом даже два десятка лет, овладевали только письменностью и запоминали множество поучений из старинных книг, но не приобретали никаких научных или практических знаний.
Эта система обучения сохранялась в течение веков. Главная ее задача заключалась в том, чтобы подготовить учеников к сдаче государственных экзаменов.
В феодальном Китае стать чиновником, что открывало путь к зажиточной жизни, мог только тот, кто сдал государственные экзамены. Первой ступенью были уездные экзамены. После их успешной сдачи присуждалась ученая степень «сюцай» (расцветающий талант). Обладатель этой степени мог стать чиновником в уезде. Второй ступенью были провинциальные экзамены, проводившиеся в больших городах. После их успешной сдачи присуждалась степень «дзюйжень» (кандидат), позволявшая занимать более высокие должности. Третьей ступенью служили столичные экзамены, проводившиеся раз в три года. Выдержавшие их получали степень «цзиньши» (доктор) и занимали высокие государственные посты.
Экзамены сводились к написанию сочинения. Темой его была какая-нибудь цитата из древних книг. Надо было знать, откуда взята цитата и развить ее в сочинении.
Сдать экзамены было очень трудно. Многие люди всю жизнь проводили в подготовке к ним, но так и не могли их сдать. Ведь на экзаменах проверялись не научные или деловые способности людей, а лишь их память, знакомство с древней литературой, умение изложить давно устаревшие, совершенно оторванные от жизни догматические истины прежних веков. Известно, например, что замечательный писатель XVII в. Пу Сун-лин, который славился своим литературным стилем, богатством фантазии и тонкостью суждений, смог сдать первый экзамен только 89 лет от роду. Дряхлый старик — «расцветающий талант»!
Государственные экзамены сохранялись в Китае до начала XX в. в интересах феодалов. Только богатые люди обладали средствами и досугом для того, чтобы на протяжении многих лет готовиться к экзаменам, и только они могли занимать государственные должности.
Система государственных экзаменов и назначения государственных чиновников — яркое свидетельство отсталости, косности общественной жизни Китая того времени.
481