неными, остальные в ужасе бросились бежать по направлению к близлежащему лесу. Снова раздался залп из пушек по скрывшимся в лесу крестьянам. Из огромной колонны восставших едва две сотни спаслись... после этой жуткой бойни». Артиллерийский огонь карательных отрядов сметал с лица земли целые деревни.
Подавив жестокими мерами сопротивление крестьян, правительство продолжало расправу. По дорогам Румынии потянулись бесконечные колонны схваченных повстанцев. Избитые, голодные, оборванные, часто босые, с руками, вывернутыми за спину и связанными у всех одной веревкой, брели они под конвоем. Падавших от усталости кавалеристы тут же добивали шашками.
Тюрьмы были переполнены. Арестованных помещали в казармы. В застенки были превращены даже баржи на Дунае. Одиннадцать тысяч расстрелянных, замученных, запоротых, погибших от ран, десятки сожженных селений, десятки тысяч пущенных по миру крестьянских семей — такова была расправа с повстанцами.
Рабочие поддерживали восставших, протестовали против расправы над повстанцами, пытались организовать их борьбу. Но в Румынии в то время не было еще подлинно революционной партии, которая могла бы возглавить и сплотить борьбу рабочих и крестьян.
Крестьянское восстание 1907 г. не прошло бесследно. Оно оказало большое влияние на развитие революционной борьбы в Румынии.
Рабочим стало ясно, какая огромная революционная энергия скопилась в массах крестьянства. А многие крестьяне поняли, что им не от кого ждать помощи в борьбе за землю, кроме как от рабочего класса.
Пример крестьян-повстанцев вдохновлял последующие поколения. В новой, свободной Румынии осуществилась мечта, за которую погибали повстанцы: земля навечно перешла в руки тех, кто ее обрабатывает. Рабочие и крестьяне социалистической Румынии с благоговением склоняют головы перед светлой памятью героев и мучеников 1907 г.
Суд над Тилаком и бомбейская забастовка 1908 года
В здании парламента Республики Индии в Дели есть галерея портретов выдающихся борцов за свободу народа. Среди них портрет человека в национальной одежде одного из народов Индии — маратхов. Волевое лицо, высокий лоб, внимательные умные глаза, пышные усы с сединой... Это — Бал Гангадхар Тилак (1856—1920).
Родился он в семье учителя в городе Ратнагири (Западная Индия). Получив хорошее образование, Тилак сделался крупным ученым — языковедом и историком.
В своих выступлениях на митингах, в газетах, которые он сам издавал, Тилак беспощадно обличал английских колонизаторов — «чужеземную власть», которая правила Индией «насильственно и несправедливо» . Он с болью описывал тяжелое и бесправное положение своего народа — результат господства колонизаторов, «высасывавших богатство» из страны и «приносящих лишь мучения народу» . Власть «необузданных и безответственных английских чиновников в Индии все более и более становится невыносимой для народа»,— говорил он и призывал к борьбе за независимость своей родины. Он постоянно учил борцов за свободу Индии действовать по примеру революционеров других стран, и особенно России. Опыт русской революции
1905—1907 гг. показал Тилаку и его сторонникам, что всеобщая политическая стачка рабочих — важнейшее средство революционной борьбы.
Колониальные власти решили задушить национально-освободительное движение. Тысячи борцов за свободу Индии были брошены в тюрьмы. В июне 1908 г. был арестован и Тилак. Судебный процесс над ним начался 13 июля в Бомбее. Исход процесса был предрешен: большинство членов суда верно служило колонизаторам. Тилака приговорили к шести годам каторги. В. И. Ленин назвал этот приговор «подлым», «местью демократу со стороны лакеев денежного мешка».
Весть о процессе и приговоре распространилась по стране. На следующий день после объявления приговора рабочие Бомбея объявили всеобщую политическую забастовку протеста. Жизнь в городе была парализована. Фабрики не работали, закрылись базары, лавки, школы. Рабочие приняли решение: забастовка будет продолжаться шесть дней — один день за каждый год каторжных работ, к которым был приговорен Тилак. Перепуганные власти бросили против безоружного народа войска. Шесть дней на улицах происходили кровавые бои.
Всеобщая забастовка в защиту Тилака и уличная борьба рабочих Бом-
бея с колониальными войсками были первым крупным политическим выступлением пролетариата не только в Индии, но и во всей Азии. В. И. Ленин писал об этом замечательном историческом событии: «Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,— а раз это стало так, песенка английско-русских (т. е. колониальных.— Ред.) порядков в Индии спета».
478