Первомайская демонстрация лондонских рабочих в 1892 г., на которой присутствовал Ф. Энгельс.
мирно. Но полиция, подстрекаемая капиталистами, снова напала на участников митинга. Неожиданно раздался сильный взрыв: кто-то бросил бомбу. При этом был убит один полицейский и семеро тяжело ранено. Пострадало также много участников митинга.
Взрыв на площади Хеймаркет послужил сигналом к разгулу буржуазного террора. Власти арестовали сотни рабочих. Тюрьмы были переполнены. Полиция совершала налеты на помещения профсоюзных организаций, врывалась в рабочие квартиры.
Капиталисты решили «проучить» рабочих и затеяли судебный процесс против их руководителей — Парсонса, Энгела, Фишера и др. «Пули — для черни, веревка — для вождей!» — требовала буржуазия. Суд вылился в форменное издевательство над правосудием.
Всем было ясно, что обвиняемые не имеют никакого отношения к брошенной бомбе. В момент взрыва они даже не присутствовали на площади Хеймаркет. Предполагают, что бомбу бросил провокатор — агент полиции. Тем не менее капиталисты нагло требовали повесить арестованных, независимо от того, бросали они бомбу или нет. «Осудите этих людей! — требовал прокурор.— Пусть это послужит примером. Повесьте их — и вы спасете наши учреждения, наше общество!..»
Обвиняемые понимали, что их судят только за политические убеждения, за защиту интересов пролетариата. Рабочий Шпис сказал судьям: «Если вы думаете, что, повесив нас, вы сможете растоптать рабочее движение, в котором угнетенные миллионы людей труда, живущие в нужде и нищете, видят свое спасение, тогда повесьте меня!.. Но знайте: вы затопчете только искру!» Обвиняемый Линг (ему был всего 21 год) заявил суду: «Повторяю, что я враг существующего «порядка» и что, пока я живу, я всеми силами буду бороться против него. Повесьте меня за это!..»
Суд вынес смертный приговор. Казнь вождей рабочих Чикаго была назначена на 11 ноября 1887 г.
Парсонс (который добровольно явился в суд, чтобы разделить участь своих товарищей) запел перед казнью «Марш к свободе». Он крикнул в последние минуты своей жизни:
- Да будет услышан голос народа!..
Осужденные держались гордо и мужественно.
Буржуазия расправилась с пролетарскими вождями, но она не могла приостановить рабочее движение. Чикагская трагедия глубоко потрясла всю трудовую Америку. Эта чудовищная расправа вызвала негодование прогрессивных людей во всем мире. В США, Франции, Италии, Испании, Голландии происходили многолюдные митинги. Упорная борьба рабочих США продолжалась. Понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы американские рабочие завоевали 8-часовой рабочий день.
458