Пруссии. Но правительство, испуганное революционными настроениями народа, не собиралось бороться с пруссаками, а намеревалось спешно заключить с ними сделку, после чего расправиться с рабочими.
Правительство французской буржуазии больше боялось пролетарских масс Парижа, чем чужеземных захватчиков. Недаром оно получило кличку «правительство национальной измены».
Однако народные массы по-иному отозвались на разгром французской армии под Седаном. По их требованию тотчас в Париже было создано около 200 батальонов Национальной гвардии из добровольцев — рабочих, ремесленников, мелких служащих. В конце 1870 г. был организован Центральный комитет Национальной гвардии столицы. В лице этого комитета зарождалась новая народная власть.
Между тем еще 18 сентября пруссаки начали осаду Парижа, которая длилась 132 дня. Парижане проявляли необыкновенную стойкость, а буржуазное правительство за спиной народа вело переговоры с прусским канцлером Бисмарком (см. стр. 381) о позорных условиях мирного договора. Франция должна была уплатить Пруссии 5 млрд. франков контрибуции и отдать ей две богатейшие провинции — Эльзас и Лотарингию.
В феврале 1871 г. буржуазия, стремясь во что бы то ни стало договориться с пруссаками, создала новое правительство, предварительно арестовав многих руководителей рабочих.
Главой нового правительства стал Тьер, корыстолюбивый, бесчестный и жестокий человек. Тьер намеревался расправиться с народом Парижа. Им руководил страх перед пролетариями, которые могли обратить оружие против своих угнетателей. Правительство объявило Центральный комитет Национальной гвардии распущенным и отдало приказ об аресте его членов.
Еще в начале прусской осады рабочие Парижа отлили 400 пушек на собственные средства. Пушки были размещены на самых высоких местах города: на Монмартре, Бельвиле, Бют-Шомоне. В ночь с 17 на 18 марта Тьер решил разоружить рабочих и отнять у них пушки.
Парижане не ожидали нападения. У пушек стояла немногочисленная охрана. Три тысячи правительственных солдат под командой генерала Леконта без помехи взобрались на холмы Монмартра и быстро расправились с часовыми.
Но когда солдаты начали увозить пушки с Монмартрского холма вниз, раздались звуки набата. Национальные гвардейцы и рабочие ринулись на защиту своих пушек: мужчины и женщины, окружив солдат, призывали их не пускать в ход оружия против народа. Леконт трижды отдавал приказ стрелять, но солдаты не подчинялись ему, а многие братались с национальными гвардейцами. Генерала арестовали. Так началась гражданская война; правительство открыло военные действия против народа.
Днем 18 марта Центральный комитет Национальной гвардии приказал своим батальонам продвигаться к центру Парижа. Национальная гвардия овладела общественными зданиями, казармами, вокзалами, правительственными учреждениями. Над зданием ратуши взвилось красное знамя. Правительственные войска всюду отступали.
Правительство Тьера в смертельном страхе тайно бежало из Парижа в Версаль. Тьер мчался в закрытой карете, окруженный отрядом драгун, и, поминутно выглядывая из окна кареты, хрипло кричал: «Скорей! Скорей!» Через южные ворота Парижа оставшиеся генералы по распоряжению Тьера поспешно вывели в Версаль отряды регулярной армии, артиллерию, обоз.
Париж в руках восставших. Но парижане не хотят, чтобы их вновь застали врасплох. Они деятельно готовятся отразить новое нападение. Формируются отряды. Распределяют посты, ставят патрули. Парижане знают: нет уличных боев без баррикад. Мужчины, женщины, дети выворачивают булыжники из мостовой для баррикад.
Молодой сапожник весело кричит:
- Я привык обувать людей, теперь я разуваю улицу.
Дружный смех встречает каждое острое слово. То и дело слышится песня. С ней легче работать.
Первые дни прошли спокойно. Правительство Тьера не имело сил, чтобы атаковать восставший Париж. Коммунарам надо было использовать благоприятный момент — арестовать правительство Тьера и подавить центр контрреволюции. Однако Центральный комитет, считая себя временной властью, дожидался, чтобы его сменило правительство, избранное всеобщим голосованием. Это дало возможность версальцам собрать силы. После революции 18 марта Центральный комитет сразу же приступил к подготовке выборов нового правительства.
450