ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ АРМЕНИИ К РОССИИ
Армянский народ имеет очень древнюю высокую культуру и многовековую историю. Еще до нашей эры возникло первое армянское государство, в течение более тысячи лет игравшее большую роль в истории Передней Азии. Однако несмотря на мужественное сопротивление армянского народа, начиная с XI в. на много столетий он был порабощен феодалами других стран.
В 1639 г. в результате длительных и кровавых войн между турецкими султанами и иранскими шахами большая часть некогда могущественного Армянского царства вошла в состав Турции, а меньшая (приблизительно территория нынешней Армянской ССР) была присоединена к Ирану. Этот раздел принес неисчислимые бедствия армянскому народу. Ведь для иранских и турецких правителей Армения, как и другие покоренные страны, была дополнительным источником обогащения. Завоеватели лишали угнетенные народы всех прав и презирали их обычаи. Безжалостно уничтожали они памятники древней культуры, разрушали или превращали в мечети армянские христианские церкви. Лучшие земли были отняты у местного населения и отданы турецким и иранским феодалам. Многочисленные шахские и султанские чиновники тщательно переписывали армянское население, с тем чтобы никто не смог укрыться от сборщика податей. Без всякого суда любой армянин мог лишиться своего состояния и даже жизни. По городам и селам ездили гонцы султана и шаха, разыскивая и забирая девушек и женщин в гаремы своих владык.
И после раздела Армении султан и шах продолжали воевать, стремясь отнять один у другого побольше чужой земли. Эти войны разоряли Армению. Каждый турецкий или иранский полководец, потерпевший поражение, приказывал опустошать территорию, через которую отступала его армия.
Жителей обычно насильно переселяли с родной земли. Так, в начале XVII в. по приказу иранского шаха Аббаса в Иран были переселены почти все жители Восточной Армении. Уцелели лишь те, кто успел укрыться в горах и лесах.
Но армянский народ не был покорной и бессловесной жертвой чудовищного произвола и деспотического гнета. Неоднократно крестьяне и горожане Армении поднимали восстания, но
все они были неорганизованными и разрозненными и в конце концов беспощадно подавлялись турецкими и иранскими властями. Тогда наиболее дальновидные армянские деятели стали искать поддержки и помощи у могущественного северного соседа — России.
Уже с XVII в. армянские купцы торговали в Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде и других русских городах. Существовали на Руси и армянские колонии купцов и ремесленников, покинувших родину из-за притеснений шахских и султанских властей. Через эти колонии в Армении знакомились с Россией — страной более прогрессивной, культурной, экономически развитой, чем отсталые феодальные деспотии — Турция и Иран. Постепенно все большее число армян видело в России единственно возможного избавителя от турецкого и иранского ига, которое грозило армянскому народу физическим уничтожением.
В первой четверти XVIII в. в Армении развернулось широкое национально-освободительное движение, его руководители — Давид-бек и другие — были тесно связаны с Россией.
В 1722 г., предпринимая поход по побережью Каспийского моря против Персии, Петр I установил связи с Арменией и Грузией. Армянское население оказало русским войскам активную помощь. Многотысячные армянские и грузинские войска готовы были прийти на помощь русской армии. Это не произошло только потому, что Турция стала угрожать России войной и Петру I пришлось заключить мир с Персией.
В начале XIX в. территория Восточной Армении, входившая в состав Ирана, называлась Ереванским ханством. Ереванский хан был жестоким и кровожадным деспотом. Еще более поражал своей бесчеловечностью брат хана Хасан-хан. По словам великого армянского просветителя Хачатура Абовяна, это чудовище в человеческом облике не могло дня прожить без того, чтобы не убить человека. Даже глава армянской церкви — католикос подвергался постоянным оскорблениям.
В 1801 г. Грузия добровольно присоединилась к России. Теперь границы России непосредственно примыкали к Армении, и надежды армян на русскую помощь окрепли. Но иранский шах, считавший себя повелителем всего Кавказа, не хотел смириться с присоединением Грузинского царства к России; он прилагал все силы к тому, чтобы вновь захватить Грузию и кровавой резней отомстить грузинам за «измену» Ирану.
435