Гарибальди вступает к Неаполь.
слышали его звучный голос: «Аванти!» («Вперед!») Они старались сделать все возможное, чтобы уберечь любимого вождя.
Сражение продолжалось уже более 5 часов. Гарибальдийцы добрались почти до вершины последнего уступа. Их осталось не более трех-
сот. Волонтеры остановились. Даже самые храбрые заколебались.
- Генерал, я боюсь, придется отступать,— прошептал один из командиров, нагнувшись к Гарибальди.
- Нет,— спокойно возразил Гарибальди.— Нет! Тут, на месте, решается судьба Италии: она будет единой или мы все умрем.
И, обращаясь к бойцам, Гарибальди воскликнул :
- Еще одно усилие, дети мои, в последний раз! Несколько минут отдыха, а потом все в атаку!
Гарибальдийцы рванулись вперед, и неприятель, не выдержав, побежал. «Тысяча» вступила в Калатафими, встреченная бурей приветствий.
Битва при Калатафими имела большое моральное и военное значение. По словам Энгельса, это был «один из наиболее удивительных военных подвигов нашего столетия».
Армия Гарибальди, освобождая Сицилию, росла с каждым днем. Изгнав войска Бурбонов с острова, Гарибальди перенес военные действия в Южную Италию. На реке Вольтурно с 20 тысячами добровольцев Гарибальди разгромил 50-тысячную армию Бурбонов. Власть Бурбонов пала. Гарибальди вступил в Неаполь.
Опираясь на поддержку народных масс и свой авторитет, Гарибальди мог бы предпринять попытку объединить всю Италию революционным путем и установить в ней республику. Он искренне стремился отстоять интересы народа, но не знал, как это лучше сделать. Поддавшись уговорам буржуазных деятелей, Гарибальди согласился передать власть над десятимиллионным населением освобожденной им Южной Италии королю Пьемонта Виктору Эммануилу П. В этом решении Гарибальди впоследствии сам глубоко раскаивался.
Виктор Эммануил и Кавур самым оскорбительным образом обошлись с Гарибальди. Армию его распустили, а ему предложили отправиться на Капреру (маленький островок у берегов Сардинии, где у Гарибальди был дом). «Он освободил целую страну и был отпущен из нее, как отпускают ямщика, когда он довез до станции»,— с гневом писал А. И. Герцен.
Гарибальди еще не раз принимал участие в военных действиях. Своими победами над австрийцами в войне 1866 г. он помог Италии вернуть Венецию. В 1870 г. Рим был присоединен к Итальянскому королевству. Из восьми
380