Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

 

 

 

ЖАН МЕЛЬЕ И ЕГО «ЗАВЕЩАНИЕ»

Среди французских мыслителей XVIII в. выделяется яркая и самобытная фигура Жана Мелье. Скромный деревенский священник, вы­ходец из народа, он стал ярым атеистом, против­ником всякой религии и церкви и в начале XVIII в. создал последовательное материали­стическое учение.

О жизни Мелье мы знаем очень мало. Ро­дился он в 1664 г. и провел свое детство в де­ревне, в Шампани1. По окончании духовного училища Мелье получил место деревенского священника в тех же краях и почти безвыездно жил там до конца своих дней. Он добросовест­но нес свои обязанности: справлял церковные службы, читал проповеди. Как священник Мелье должен был учить народ покорности сеньорам и королю, внушать своим прихожа­нам веру в бога, в загробную жизнь. В тайне же от людей Мелье писал книгу, где дал выход своим подлинным убеждениям. Позднее, после смерти Мелье, она была названа «Завещание».

Во вступлении к «Завещанию» Мелье при­знает, что профессию священника он избрал не по собственному желанию. Он говорит об угры­зениях совести, которые испытывал, пропове­дуя религиозную ложь. Много раз хотел он публично покаяться перед прихожанами, но страх, превышающий его силы, удерживал его и вынуждал молчать: за такие взгляды ему грозили жесточайшие кары. Только готовясь к уходу из жизни, он почувствовал себя в си­лах сделать то, на что не мог решиться раньше: открыто высказать давно и глубоко продуман­ную им правду о человеческих отношениях, о религии, о государстве, об общественном строе. Предполагают, что Мелье покончил с собой, не желая более нести противоречащие его убеждениям обязанности священника.

Рукопись «Завещания» была найдена после смерти Мелье среди его бумаг. Вскоре стали распространяться копии этой рукописи. Одна из них попала в руки Вольтера, который вел ожесточенную борьбу с католической церковью. В лице Мелье Вольтер нашел союзника. Но устрашенный революционными и коммунисти­ческими взглядами Мелье, Вольтер решил на­печатать лишь выдержи из «Завещания». Толь­ко в 1864 г., спустя более чем сто лет после смерти Мелье, «Завещание» было напечатано полностью.

О чем же писал Мелье в своем «Завещании»? В какой обстановке сложились его взгляды?

Начало XVIII в.— один из самых тяжелых периодов в жизни французского крестьянства феодальных времен. Правительство Людови­ка XIV высасывало из деревни все, что в ней оставалось после удовлетворения тре­бований светских и духовных феодалов. В де­ревне нарастали стихийные революционные настроения. Подавляемые в одних местах, крестьянские восстания вспыхивали в других. Страницы книги Мелье пропитаны ненавистью к угнетателям.

Все люди равны по природе, утверждает Мелье. Все имеют равное право жить, пользо­ваться своей свободой и некоторой частью земных благ. Мелье критикует феодальные порядки во французской деревне. Крестьяне — рабы знат­ных. Нет человека более жалкого и несчаст­ного, чем французский крестьянин. Он рабо­тает на знатных; напрягая все свои силы, он едва зарабатывает на пропитание себе самому. Самый маленький дворянчик заставляет крестьян трепетать перед собой и старается урвать у них, что только сможет. Бедные люди были бы счаст­ливы, если бы их не терзали эти злые гады; бед­ные люди будут вечно несчастны, если не отде­лаются от господ.

Зло состоит в том, что за счет народа живет множество людей, совершенно для него беспо­лезных. К таким тунеядцам Мелье относит и духовенство. Все эти аббаты, каноники, монахи и монахини — какую пользу приносят они миру, какие услуги оказывают обществу? Какое безумие содержать их за счет чужого труда!

Большой раздел «Завещания» Мелье посвя­щает критике абсолютизма — неограниченной королевской власти. Все властители, все короли и князья — тираны. Таково основное положе­ние Мелье. Все зло единовластия можно видеть на примере Франции. Французские короли как бы маленькие боги. Они считают, что им принадлежит неограниченная власть над жиз­нью и имуществом подданных. И они не жалеют ни этой жизни, ни этого имущества. Чтобы заполучить золото и серебро своих подданных, короли облагают народ все новыми налогами. Если народ не в состоянии их платить, в дерев­ни посылают солдат, которые выколачивают из крестьян подати, причем народ должен еще содержать этих насильников. Напрасно ссылаться на бедность — жалоб не выслуши­вают. Под страхом конфискации имущества и тюремного заключения бедные отдают коро-

1 Область на северо-востоке Франции.

306