Берестяные грамоты с рисунками мальчики Онфима.
писку крестьян и горожан со своими феодалами. В письмах отражено тяжелое положение простых людей, вынужденных по каждому поводу обращаться к своему господину. Крестьяне часто жалуются на боярских управляющих. В одном из таких писем начала XV в. мы читаем: «Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу о ключнике, потому что ничем не можем ему угодить...» А вот еще одна мольба крестьян того же времени, обнищавших под властью своего господина: «Господину Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему. Паробок твой Кля челом бьет. Пожалуй, господин, свои волости. Половина пуста, а кто остался, уходить хочет. Пожалуй, господин, убавь подати. Тебе, своему господину, челом бью».
Грамотность приобщала новгородцев к чтению. В берестяном письме середины XIV в. новгородец Яков просит «кума и друга своего» Максима не только купить ему овса, но и прислать «чтения доброго».
Учиться в Новгороде начинали с раннего детства. При раскопках на Неревском конце было найдено несколько записей на бересте мальчика Онфима, жившего в начале XIII в. Это его школьные упражнения. Онфим выписывает на кусках бересты азбуку, учится писать по складам, списывает образцы деловых писем и тут же на свободных местах своих «листков» процарапывает рисунки вооруженных всадников, воинов, зверей. Около рисунка страшного
зверя он написал: «Я зверь», а около всадника, поражающего копьем своего врага,— «Онфим». Как все дети, Онфим мечтал о подвигах, которые он совершит, когда станет взрослым.
Поиски берестяных писем продолжаются, и, возможно, недалеко то время, когда число их будет измеряться тысячами и нам станут известны имена, дела и думы сотен простых русских людей далекого прошлого.
БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ РЫЦАРЕЙ
Русь издавна поддерживала политические и торговые связи со многими странами Европы, в том числе и с Германией. Правители Руси и Германии обменивались посольствами. Новгородские, киевские, галицкие купцы торговали в немецких городах; немецкие купцы бывали в Новгороде, Киеве, Смоленске, Луцке.
В начале XIII в. эти мирные отношения нарушились. Летописцы в разных городах Руси записали тревожные известия: немецкие рыцари высадились в устье Западной Двины, вторглись в Латвию и основали здесь крепость Ригу (1201). Вскоре датчане напали на эстонское побережье, разорили древнюю крепость Колывань (Таллин) и заложили свою — Ревель (1219). Вместе с немцами они принялись завоевывать Эстонию.
Шведские рыцари начали наступать с севера на земли финнов и карелов. Население этих земель издавна торговало с северными русскими княжествами. Русские князья и бояре собирали здесь дань — меха, мед, серебро.
Несколько позже немецкие рыцари заняли устье реки Вислы и стали воевать против пруссов и поляков Поморья.
Каким же образом немецкие и иные рыцари оказались в Восточной Прибалтике, у русских границ?
С конца XI в. короли, графы, князья Франции, Англии, Германии и других европейских
232