ским князем обычно считался московский великий князь, который присылал в Новгород своего наместника.
Распорядителем судеб «Господина Великого Новгорода», как называли свое государство новгородцы, было вече — собрание свободных жителей Новгорода: бояр, купцов и «черных людей», т.е. ремесленников и мелких торговцев. Обычно вече собиралось на Ярославовом дворище — обширном дворе, где находилась государственная канцелярия Новгорода и где висел «вечный» (вечевой) колокол, звоном которого созывали народ.
Вече выбирало из числа богатых бояр правителей города: посадника, который ведал всеми делами Новгородской земли, и тысяцкого — начальника новгородского войска. Вече выносило решения о войне и мире, о приглашении князя, затратах на укрепление города и т. д. Но вече собиралось сравнительно редко и только в исключительных случаях. Обычно делами ведали посадник и тысяцкий вместе с другими боярами и новгородским архиепископом.
Боярам принадлежали обширные земли в новгородских владениях. Боярское имение с усадьбой было окружено рвами и валами, на которых стояли деревянные стены — срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.
Богатые и сильные бояре были фактическими хозяевами в Новгороде и правили им по своему усмотрению.
Боярский произвол порой вызывал волнения в городе, населенном в большинстве ремесленниками: каменщиками, гончарами, сапожниками, оружейниками и др. Ремесленники составляли ту военную силу, которая защищала Новгород от врагов. С ними надо было считаться. Нередко Новгород становился ареной борьбы «черных людей» с боярами.
Большое восстание городского населения против бояр произошло в 1418 г. Вот как рассказывает о нем летопись. Во время вечевого собрания простой человек Степанко схватил боярина Данилу Ивановича Божина и закричал, обращаясь к народу: «Помогите мне на этого злодея». Люди набросились на боярина, избили его до полусмерти и сбросили с волховского моста в реку. На счастье Божина его подобрал в свой челн рыбник (рыбак). Это вызвало новый приступ ярости народа, уже против рыбника, дом которого был разграблен. Боярин
спасся и тотчас же начал мстить: поймал Степанко и начал его мучить. Весть об этом дошла до народа. Созвонив вече на Ярославовом дворище, собравшиеся со знаменем, в воинских доспехах пошли освобождать Степанко. Люди разорили двор боярина Божина, досталось и другим боярским домам и житницам. Новгородцы вступили в междоусобную битву, и только вмешательство архиепископа прекратило побоище. Вражда «больших» и «меньших» — бояр и простого люда — усиливалась по мере того, как росло богатство бояр, стремившихся подчинить своей власти «черных людей». Внутренняя борьба ослабляла Новгород. Простые новгородцы не хотели защищать свободу своего города, где властвовали бояре. А между тем московские великие князья, стремившиеся объединить все русские земли под своей властью, стали в XV в. особенно настойчиво добиваться подчинения себе Великого Новгорода.
Великий князь Иван III дважды ходил на Новгород с войском — в 1471 и 1478 гг. В первый раз он заставил Новгород признать свою власть, во второй — полностью лишил его прежней независимости. Символ свободы Новгорода — вечевой колокол — отвезли в Москву и повесили на колокольню в Кремле. Конечно, не внутренняя борьба была главной причиной падения самостоятельности Новгорода. Он не мог оставаться обособленным, в то время как весь русский народ объединялся в одно государство.
Но и после этого Новгород еще долго был одним из богатейших русских городов и сохранял свое свободолюбие. В 1611 г. он героически сопротивлялся шведским интервентам (см. стр. 264). В 1650 г. новгородцы вместе с псковичами восстали против царского правительства (см. стр. 272). Позже Новгород сделался тихим провинциальным городом со множеством памятников старины.
Познакомившись вкратце с историей древнего города, совершим мысленно экскурсию по Новгороду наших дней. Город расположен на обоих берегах широкого полноводного Волхова. Западная часть города издавна носит название Софийской стороны, восточная — Торговой. В давние времена обе стороны соединял Великий мост, поставленный на деревянных устоях — городнях. Бывало, что Волхов, разливаясь, уносил городни и разрушал мост.
На Софийской стороне стоит кремль с древним собором св. Софии, воздвигнутым в середине XI в. Кремль окружен величественной стеной с башнями, построенной в XV в., при Ива-
228