Но кто докажет, да и как доказать, что закуп имел право бежать от господина? Ведь та же «Русская правда» говорит, что господин прав, если «бьет закупа про дело». Там же есть оговорка, что господин должен заплатить закупу, если он побил его в пьяном виде «без вины». Но кто докажет вину господина!
Всего труднее жилось «холопам» — рабам. Их в древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились прежде всего дети холопов. Иногда свободные люди были вынуждены продавать себя в холопство. Холопом становился и тот, кто брал на себя заведование княжеским или боярским хозяйством, делался тиуном или ключником, не договорившись, что он остается свободным. Холоп был полной собственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.
«Русская правда» в первую очередь охраняла княжеские интересы. Князь мог отдать имущество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с населения, взимавшиеся по суду. За убийство княжеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве,— только 5 гривен.
Из «Русской правды» мы узнаём и о торговых порядках древней Руси. Купцы были в большом почете, в особенности «гости», торговавшие с чужими странами. «Русская правда» устанавливала порядок разрешения различных споров. Например, если человек, взявший у купца на хранение товар, отказывался это признать, он должен был принести клятву. Клятва называлась «ротой». «Рота» произносилась в церкви, перед крестом, но она часто оказывалась лживой.
В случае разорения купца имущество его продавалось. И если он задолжал князю, тогда первым получал деньги князь. Затем получали свои деньги «гости» — русские и чужеземные, если купец был должен и им. В случае же стихийного бедствия, если товар утонул, сгорел во время пожара или его отняли во время войны, купец получал отсрочку для платежа, потому что «пагуба» признавалась происшедшей не по его вине. Но если купец «в безумии своем», как говорилось в «Русской правде», пропьет чужой товар или проспорит его, побившись с кем-нибудь «об заклад», то за это его продавали в рабство.
«Русская правда», как всякий сборник законов, особое внимание обращает на уголовные
дела (убийства и кражи). Само название «уголовщина» осталось от времен «Русской правды», которая убийцу называет головником, а убитого — головой.
При различного рода тяжбах и обвинениях часто применялся так называемый «божий суд». А этот суд был и жестоким и несправедливым. Обвиняемого заставляли брать в руки раскаленное железо, а потом по характеру ожогов судили, нужно его оправдать или обвинить.
Большое значение имели показания послухов — свидетелей. «По языку», т. е. по словесным показаниям, отыскивали воров, стараясь найти «конечного татя» (вора).
«Русская правда» говорит и о многом другом: как делить наследство, как отыскивать воров по их следам, сколько надо платить процентов («резов») за взятые в долг деньги и т. д. Как видите, «Русская правда» рисует яркую картину древнерусского феодального общества, такого сложного и мало понятного для современного человека.
Более тысячи лет назад, в середине X в., византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей», которая должна была преподать наследнику престола основы политической мудрости византийцев. Книга эта сохранилась, и мы узнаём из нее об отношениях между Византийской империей того времени и соседними народами.
В X в. Византия была могущественным государством. Под властью императора находились Малая Азия, южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, некоторые земли Южной Италии, а также Херсонес и окрестные области в Крыму. Крымские владения византийцев подвергались нападениям кочевников-печенегов. В своем сочинении Константин Багрянородный советует сыну добиваться, чтобы русские враждовали с печенегами и тем самым отвлекали этих кочевников от нападений на византийские земли.
Впервые византийцы познакомились с Русью еще в начале IX в., когда русские корабли-однодеревки (лодки, сделанные из цельного дерева) появились у северных берегов Малой Азии. В 860 г. русские даже держали некоторое время в осаде столицу империи Константинополь. Во времена Константина Багрянород-
220