Корабль из флотилии Магеллана.
Голландский военный корабль XVI в.
ги не в далеких заморских странах, а у себя на родине, путем ограбления своих крестьян.
Дело в том, что с развитием суконного производства сначала в соседней Фландрии, а потом в самой Англии увеличился спрос на шерсть и значительно поднялись цены на нее.
Многие английские дворяне начали превращать свои поместья в пастбища. Они захватывали общинные пастбища, сгоняли крестьян с наделов, снося при этом крестьянские дома и целые деревни. Захваченные земли огораживали частоколом, обсаживали кустарником или окапывали канавами. Огороженные земли дворяне сдавали в аренду за высокую плату крупным фермерам-овцеводам, а иногда и сами разводили на них большие стада овец. Этот дворянский грабеж получил название огораживаний. Один из современников писал: «... где в прежние времена кормилось много христиан, теперь вы не найдете ничего, кроме диких зверей; и там, где было много домов и церквей, теперь вы не найдете ничего, кроме загонов для овец и овчарни на погибель людям».
Огораживания способствовали развитию капитализма в Англии, так как согнанные с земель и лишенные имущества бывшие крестьяне были вынуждены за самую нищенскую плату работать на мануфактурах.
Много мануфактур появилось в сукноделии — основной отрасли английской промышленности. В деревнях возникали крупнейшие хозяйства фермеров-капиталистов, в стране развивалось судоходство и торговля, как внешняя, так и внутренняя. Начиная со второй половины XVI в. английские купцы играют видную роль в торговле с африканскими и восточными странами, а также с Антверпеном и странами Северной Европы. Англия вывозила в другие страны сукно, шерсть, кожи, ввозила лес, серебро, пряности.
В XVI в. Лондон превратился в международный центр торговли и кредита. Быстро увеличивалось население города. По берегам Темзы строился порт с массой пристаней. В 1571 г. в Лондоне была открыта торговая биржа, и с этого времени растет значение лондонского Сити — центральной части города, где находились банковские конторы и крупные торговые предприятия. Особенно выросло значение Лондона как центра международной торговли и кредита после разгрома испанскими войсками Антверпена в 1576 г., во время нидерландской буржуазной революции (см. стр. 190).
Развитию капитализма в Европе и обогащению и возвышению нового класса — буржуазии способствовала «революция цен», Так называлось происшедшее в XVI в. во всех странах Европы повышение в 2—3 раза цен на товары.
После географических открытий в Европу из колоний хлынуло большое количество добы-
196