жестокие пытки. Он и его соратники заплатили жизнью за стремление покончить с крепостничеством, за попытку установить справедливый общественный строй. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений.
В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской церкви. Отныне они состояли на службе у князей и заставляли верующих молиться о здоровье и долголетии князя — покровителя местной церкви. Победа умеренной реформации еще более усилила княжескую власть, увеличила раздробленность Германии и способствовала сохранению крепостничества.
Реформация в Швейцарии
С 1518 г. движение за реформацию охватило Швейцарию. Эта горная страна представляла собой независимый союз вольных кантонов. Каждый из них был маленькой республикой.
В те времена почти все правители Западной Европы города-республики и сам папа нанимали на службу швейцарских стрелков. Тысячи швейцарских юношей сражались и погибали на чужбине. Это было выгодно заправилам старых кантонов, наживавшим немало денег вербовкою земляков, отправляемых в чужеземные армии. Старые кантоны постепенно завоевали равнины, примыкающие к горной Швейцарии. В завоеванных землях власти старых кантонов держали население в феодальной зависимости и бесправии.
Католическая церковь, исправно взимавшая свои поборы, оправдывала и постыдный торг новобранцами, и бесправие населения присоединенных областей.
Против всех этих зол открыто выступили молодые растущие кантоны и такие быстро богатевшие города, как Цюрих, Берн и Базель. Став центрами ремесленного производства и торговли, они нуждались в постоянном притоке рабочей силы и поэтому не могли мириться с тем, что молодежь либо продается на убой, либо остается под ярмом феодальной неволи.
Негодование передовых горожан выразил Ульрих Цвингли, патриот и гуманист, ставший
реформатором. Как и Лютер, Цвингли провозглашал спасение верой (см. стр. 176). Став в 1519 г. цюрихским проповедником, он выгнал из города продавцов индульгенций. Вскоре совет Цюриха объявил о переходе кантона на сторону реформации. Цюрихские церкви были лишены золоченых алтарей, икон, статуй святых, музыки органа и превратились в скромные молитвенные дома. Вместо непонятной латыни в церковных проповедях зазвучала родная речь. Опустели монастыри, из которых были изгнаны монахи. У церкви были отобраны огромные богатства, которые перешли в руки города, что позволило городскому совету отказаться от позорной торговли наемниками.
Цвингли освобождал реформированную церковь от подчинения папе и епископам. Он создавал самоуправляющиеся церковные общины, в которых, так же как и в городском самоуправлении, решающую роль играли именитые и богатые люди, оберегавшие свои интересы. Как и сам Цвингли, они не стремились к устранению различий между богатыми и бедными.
Реформацию Цвингли восприняли передовые кантоны и города. Но попытка распространить ее на всю страну встретила упорное сопротивление старых кантонов, защищавших свои привилегии и доходы. Спор о вере стал спором о правах и путях дальнейшего развития страны. Он привел к войне между сторонниками Цвингли и старыми кантонами. 12 декабря 1531 г. в битве при Каппеле цюрихский отряд, состоявший из 1800 воинов, был разбит восьмитысячной армией, собранной старыми кантонами. Раненый Цвингли попал в руки врагов, он отказался купить жизнь ценою примирения с католической церковью и был убит.
Цвинглианская реформация не смогла победить во всей стране, она одержала верх в передовых городах и нашла последователей в некоторых городах Германии.
Учение Кальвина — религия поднимающейся буржуазии
Гораздо больший успех выпал на долю другого реформатора — Жана Кальвина. Покинув Францию, где протестанты жестоко преследовались, Жан Кальвин обосновался в богатом швейцарском городе Женеве, ставшей центром кальвинистской реформации. Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил «к спасению»,
178