нашли много древних пергаментов. Среди этих эссейских рукописей оказался рассказ о каком-то легендарном «учителе справедливости», который был казнен злым жрецом. По-видимому, и это предание также стало составной частью мифа о Христе.
Христианские проповедники говорили, что все люди, к какому бы народу они ни принадлежали, богатые или бедные, свободные или рабы,— «братья во Христе» и равноправные члены христианской общины. Провозглашение равенства перед богом всех, и свободных и рабов, делало христианство очень популярным среди угнетенных в огромной Римской империи.
В отличие от прежних религий христианство в тот ранний период не признавало обрядов и жертвоприношений.
В I в. н. э. в Иудее произошло несколько восстаний против римского господства. В 70 г. римские войска взяли Иерусалим и сожгли храм бога Яхве. По мнению Ф. Энгельса и других ученых, именно к этому времени и следует относить создание апокалипсиса, автор которого, мечтая о гибели Рима, изображал ненавистный город в виде разрушенного Вавилона. Римляне подавили восстание в Иудее. Надежды на приход вождя-освободителя — мессии не оправдались. Многие из жителей Иудеи спаслись бегством в Египет и Малую Азию. А некоторое время спустя в городах западного побережья Малой Азии и в Египте возникли поверья о том, что мессия — Христос уже приходил, но не в виде вождя восстания, а как скромный проповедник. Злые знатные люди не признали его и казнили, распяв на кресте (обычная в то время казнь). Позднее появились послания апостолов, написанные будто бы учениками Христа. Авторы посланий не говорили подробно о жизни Христа, а только излагали приписываемое ему учение. Лишь во II в. стали появляться рассказы о жизни и деятельности «основателя» новой религии. Постепенно они дополнялись подробностями о его матери и чудесном рождении, об апостолах, странствиях по Иудее, о сотворенных Христом чудесах, о его смерти и воскресении из мертвых. Возникли мифы о том, что Иисус — бог и сын бога.
В начале II в. н. э. христианские общины, состоявшие из рабов, вольноотпущенников, свободной бедноты, еще не имели ни какой-либо организации, ни начальников и старейшин. От общины к общине переходили странствующие проповедники. В члены общины принимались все желающие — мужчины и женщины, свободные и рабы. Потеряв надежду на освобождение от
гнета, бедняки, входившие в общины, искали утешения в рассказах о «пострадавшем» боге Иисусе, о «вечной» жизни после смерти, о божьем суде над всеми притеснителями и угнетателями.
На собраниях общин верующие слушали речи пришедших издалека проповедников, мифические рассказы о Христе и пели сложенные в честь его гимны. В конце моления иногда раздавались хлеб и вино, разбавленное водой. Римские правители опасались народных волнений и запрещали всякие собрания. Поэтому христиане собирались тайно на утренней заре или поздно вечером, зачастую за пределами городов. В Риме христиане устраивали собрания в катакомбах — пещерах, служивших кладбищами для бедняков.
Эти подземелья частично сохранились до наших дней в Риме, Неаполе, Александрии, на острове Мальта. Потолки и стены катакомб покрыты древнехристианскими надписями и рисунками.
Во второй половине II в. н. э., когда в пределы Римской империи стали вторгаться варвары (см. стр. 109), а города и селения опустошались страшными эпидемиями чумы, всюду вспыхивали волнения и восстания бедноты и рабов. Многие богатые торговцы, ремесленники, воины и даже богатые рабовладельцы из опасения потерять имущество и жизнь стали искать защиту у «доброго» бога Христа и вступали в христианские общины. Кроме того, многие из богатых рабовладельцев поняли, что христианская проповедь терпения поможет им лучше удерживать своих рабов в повиновении, а свободную бедноту — от восстания против римских порядков.
Постепенно состав и характер христианских общин изменялись. Некоторые состоятельные христиане, умирая, оставляли общинам имущество. Общины стали владеть домами, землями и т. д. Управлять делами общины стали постоянные старейшины — епископы (смотрители). Молитвенными собраниями руководили пресвитеры: Епископы и пресвитеры, выбиравшиеся из грамотных и состоятельных торговцев и ремесленников, защищали интересы богатых членов христианских общин. В проповедях они начали призывать беднейших членов общин и особенно рабов к повиновению своим господам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям. Существующие власти от бога установлены. Начальник есть слуга бога, тебе на добро»; «Если кто тебя ударит в одну щеку — подставь другую».
120