14 частей и разбросал куски его тела по стране, а Исида со слезами собрала их и соединила вместе. Особенно охотно рассказывали о том, как добрая богиня, прячась от Сета в болотах, родила и вырастила сына Гора (божество солнца), который победил потом своего дядю Сета и оживил Осириса.
Много подобных чудесных рассказов передавалось из уст в уста, пока жрецы разыгрывали священную драму (мистерию). Но вот на храмовой площадке появлялись два красивых жреца, одетых в женские одежды. На плече одного из них было написано «Исида», на плече другого — «Нефтида». Это были божественные супруга и сестра Осириса. Они садились по обе стороны от поверженной статуи бога и с плачем умоляли его встать, уверяя, что опасность миновала, что враги уже побеждены. Вдруг статуя сама собой поднималась (на самом деле ее, конечно, поднимали спрятанные в барке жрецы). Начиналось всеобщее ликование. Все кричали, что добрый бог ожил, что Осирис победил смерть, что раскаленная пустыня, где обитает Сет, обезврежена и плодородная земля вновь даст людям свои плоды.
Совсем по-иному рассказывали о смерти и воскресении доброго бога растительности в Вавилонии. Когда наступала холодная зима, вавилонские жрецы заявляли, что богиня плодородия Иштар спустилась в подземный мир за своим возлюбленным — безвременно погибшим юным Таммузом (божеством весны). Привратник «страны, откуда нет возврата», снял с прекрасной богини Иштар все одежды и украшения. И она томится там в вечном мраке, страдает от 60 болезней, а вокруг летают души умерших, одетые перьями, подобно птицам. Они питаются прахом и глиной и тоскуют по земной жизни. Одновременно с пленом богини прекратилась и жизнь растений на Земле. На многих из них засохли и опали листья. Увидев это, боги потребовали от царицы подземного мира освобождения Иштар и Таммуза. Когда они вышли на землю, началась весна, вся природа ожила. Так объясняли жрецы смену времен года.
Впрочем, и про другого вавилонского бога, Мардука, рассказывали, что он умирает и воскресает ежегодно. В одном из храмов жрецы представляли суд злых демонов над добрым богом. Мардука допрашивали, били плетью и уводили на казнь, а народу показывали окровавленные одежды. А потом жрец, изображавший бога, появлялся при всеобщем ликовании— «Мардук воскрес из мертвых!» Верили в смерть
Богиня Исида с младенцем Гором и бог Осирис. Египетские статуэтки из бронзы.
И воскресение бога плодородия и некоторые другие земледельческие народы древности.
Финикияне устанавливали траур в память юного Адониса, будто бы убитого диким вепрем в горах, и уверяли, что река Адонис (названная в честь бога) становится осенью красной от крови погибшего бога. Правда, находились трезвые люди, которые объясняли это «чудо» естественными причинами. Они говорили, что воды реки краснеют от песка, который осенние дожди смывают с Ливанских гор. Однако преодолеть суеверие было нелегко.
Вера в Адониса в III—II вв. до н. э. распространилась и среди греков, объявивших его возлюбленным самой Афродиты, богини любви и красоты. Богиня, по их словам, долго искала тело Адониса, бродя босиком по диким скалам, и ноги ее были изранены камнями и шипами, но зато из капель ее крови выросли розы, а найденный ею юный бог чудесным образом ожил.
115