диаторов. Зачастую «от щедрот» императоров во время зрелищ раздавали римской бедноте хлеб, мясо, одежды, а иногда и рабов.
К началу V в. н. э. в Риме было 1780 роскошных дворцов и почти 40 тыс. убогих домов и хижин. В наемных домах и нищенских лачугах ютилась свободная беднота — римские «люмпен-пролетарии». Живя подачками императоров и богачей, зачастую голодая, эти «римские граждане» не желали трудиться. Они считали труд уделом рабов и требовали от императоров «хлеба и зрелищ». Цезари, опасаясь волнений, увеличивали число празднеств.
Когда император Адриан посетил город Александрию в Египте, жители которого издавна занимались ремеслами и мореходством, он был изумлен: «Удивительный город! В нем все работают!..»
Но с прекращением захватнических войн приток новых рабов резко сократился. Кроме того, рабы из ненависти к своим угнетателям стремились меньше и хуже работать, портили орудия. Они плохо обрабатывали землю, расходовали много семян на посевы и т. д. «Рабы,— писал агроном Колумелла (II в. н. э.),— приносят полям величайший вред!» Владельцы крупных поместий в Южной Италии, называвшихся латифундиями, предпочитали содержать на своих землях огромные стада скота. В результате все больше и больше земель стало превращаться в необработанные пустоши.
Многие богатые землевладельцы начали сдавать в аренду свободным беднякам и отпущенным на волю рабам участки земли, немного скота и необходимые для работы орудия. Этих мелких арендаторов, постепенно из-за долгов попадавших в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. С каждым десятилетием колонов становилось все больше и больше.
В III в. н. э. для империи настали тяжелые времена. Огромные траты на содержание армии, роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей все более и более увеличивать подати и повинности, собираемые с населения провинций Римской империи. К концу II в. н. э. многие сельские жители бросали свои участки и, образовывая небольшие отряды, громили дома богатых рабовладельцев, римских правителей и их приближенных. После страшной эпидемии чумы многие районы обезлюдели. В разных частях империи вспыхивали восстания воинов, недовольных тяжелой службой.
В это же время покоренные племена Центральной Европы, которых римляне презрительно называли «варварами»1, усилили свой натиск на границы империи. При императоре Валенте (364—378 гг. н. э.) далеко в степях на восток от Волги началось большое передвижение племен. Гунны, которые ранее кочевали в степях нынешнего Казахстана и Средней Азии и вели борьбу против Китая, двинулись на запад. Спасаясь от натиска гуннов, германские племена западных готов, переселившиеся с севера в степи по берегам Черного моря, подошли к Дунаю и стали просить Валента дать им убежище. Император разрешил готам перейти Дунай, но потребовал, чтобы они сдали оружие. Жадные римские чиновники за взятки оставили готам оружие, но, желая получить от них еще подарки, не давали им хлеба и не отводили земель для поселения. Готы восстали. К ним стали присоединяться колоны и рабы. Восставшие разбили римские войска и захватили большую часть Балканского полуострова. Тогда на усмирение мятежа двинулся сам император Валент со своей гвардией и лучшими легионами.
Под вечер жаркого августовского дня 378 г. Истомленные дальним походом легионы Валента подошли к лагерю восставших близ города Адрианополя. Не давая воинам отдыха, вопреки советам своих военачальников, Валент приказал начинать бой. В этом бою погибли легионы римской армии, сам император Валент и римские полководцы.
Объявленный императором после гибели Валента военачальник Феодосии (379— 395 гг.), чтобы восстановить военные силы империи, был вынужден нанимать на службу целые отряды варваров во главе с их вождями. Феодосии был последним императором, объединявшим под своей властью распадающуюся империю. Умирая, он разделил ее между своими сыновьями на Западную часть с Римом и Восточную с Константинополем. Так возникло новое государство — Восточная Римская империя, называвшаяся позднее Византией.
Пользуясь враждой, разгоревшейся между двумя императорскими дворами, новый вождь готов — Аларих захватил и разгромил Афины и другие греческие города, а затем вторгся в Италию. Чтобы отбить нападение, правители Западной Римской империи вызвали войска из Галлии, бросив все западные провинции на произвол судьбы.
1 Варвар — дословно бородатый, а также дикий, некультурный.
110