БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Знатный римлянин Тиберий Гракх возвращался из Испании, где римляне вели захватническую войну. По обеим сторонам дороги тянулись бесконечные поля, на которых работали невольники. У самого Рима Тиберий обогнал сельских жителей. Казалось, что эти люди спасаются от какого-то стихийного бедствия. Но Тиберий знал, что не пожар и не наводнение заставили крестьян покинуть свои дома. Силой или обманом богатые рабовладельцы отнимали у них землю. Постепенно место свободных землепашцев занимали рабы: господа заставляли невольников обрабатывать поля и виноградники, пасти скот. С тревогой думал Тиберий Гракх об ослаблении военного могущества Рима. Если не принять мер против обезземеливания крестьян, скоро некого будет вербовать в римские легионы. Нельзя же давать оружие рабам, ждущим только случая, чтобы восстать, как это сделали недавно невольники в Сицилии. Надо возобновить действие старого закона, запрещавшего кому бы то ни было владеть более чем 500 югерами государственной земли1. Нужно отнять излишки земель у богачей и раздать их землепашцам. Только эти меры могут укрепить Римскую республику. Мысль эту разделяли и некоторые другие римляне, друзья Тиберия. Но как ни велико было их влияние, добиться передела земли можно было лишь при поддержке народа. Тиберий не сомневался, что народ его поддержит. Не случайно с таким единодушием Тиберия избрали в народные трибуны в 133 г. до н. э., недаром на стенах зданий Рима появились надписи, призывавшие Тиберия к действию.
В день народного собрания Рим напоминал встревоженный улей. В толпе, заполнявшей форум (центральная площадь), выделялись загорелые лица крестьян. Сенаторы в белоснежных тогах с презрением отворачивались от них. С высоты ораторских трибун Тиберий увидел площадь, заполненную людьми. Он знал, что в толпе те, кто вместе с ним воевал на равнинах Африки и в горах Испании. Он будет говорить для этих воинов.
- Дикие звери, рыскающие по Италии,—
1 В Риме наряду с землями, находившимися в частной собственности, были государственные земли — территории «общественного поля». Большая часть государственной земли ко II в. до н. э. была захвачена крупными рабовладельцами. Югер равнялся 0,25 га.
99