сти к патрициям или плебеям, делилось на классы и воинские подразделения — центурии. Первый класс состоял из самых богатых граждан. Имея больше средств для снаряжения воинов, он выставлял наибольшее количество центурий. На народных собраниях, созданных вновь, каждая центурия имела один голос.
Таким образом, отныне не знатность, не принадлежность к патрициям, а богатство определяло положение человека в обществе. Правда, богатых плебеев, могущих войти в первый класс, было сравнительно немного. Но им открывалась дорога к высшим должностям в государстве.
В 367 г. до н. э., после десятилетней борьбы, были приняты законы, которые ограничивали право патрициев пользоваться общинной землей и тем самым облегчали положение мелких земельных собственников — плебеев. Затем была облегчена участь кабальных должников, потом и вовсе запрещено закабаление римлянина за долги. Последним оплотом патрициев были жреческие должности. Но и этот оплот пал. Плебеи могли стать и жрецами.
Борьба плебеев с патрициями составляла главную линию исторического развития Рима в V—IV вв. до н. э. В результате произошло не только уравнение патрициев и плебеев в политических правах, но и окончательное формирование рабовладельческого общества и государства.
Победа плебеев, добившихся отмены долгового рабства, шире открыла дорогу рабству чужеземцев. Рим вступает в новую эпоху — эпоху войн за захват рабов и богатств в соседних странах.
К началу III в. до н. э., подчинив Среднюю и Южную Италию, Рим превратился в крупное рабовладельческое государство. Но богатые рабовладельцы, которым принадлежала власть в Риме, стремились к захвату новых земель и к новым войнам. Римские воины, набиравшиеся главным образом из зажиточных крестьян, тоже были не прочь поживиться военной добычей. Поэтому римляне обратили теперь свои взоры на Сицилию — богатый и плодородный остров, отделенный от южных берегов Италии узким проливом. Но здесь им пришлось столкнуться с другим могущественным рабовладельческим государством — Карфагеном,
Город Карфаген, основанный, по преданию, в IX в. до н. э. (см. стр. 52), был расположен на северном побережье Африки, на берегу Тунисского залива. Намного раньше Рима он стал крупным рабовладельческим государством. Власть в Карфагене принадлежала богатым рабовладельцам и купцам. В огромных рабовладельческих поместьях, окружавших город, трудились многие тысячи рабов. Но главные доходы карфагенским богачам приносила морская торговля почти со всеми странами Средиземноморья. Карфагеняне имели прекрасный флот, не только торговый, но и военный, и большую наемную армию.
Во многих странах и областях Средиземноморья вплоть до далекой Испании они основывали свои поселения, захватывали земли, подчиняли себе местное население. Власть Карфагена простиралась на значительную часть северного побережья Африки, он захватил ряд островов в Средиземном море, в том числе почти весь остров Сицилия.
Первая война из-за Сицилии между Римом и Карфагеном началась в 264 г. до н. э. и продолжалась 23 года. В первой Пунической войне (римляне называли карфагенян пунами) Рим добился победы над Карфагеном. Римляне овладели Сицилией и затем островами Корсика и Сардиния и сделали их своими провинциями (так римляне называли все покоренные ими страны вне Италии).
Но военная мощь Карфагена не была сломлена. Он по-прежнему оставался опасным соперником Рима. Борьба между двумя крупнейшими рабовладельческими государствами из-за Сицилии переросла в борьбу за господство над всей западной частью Средиземноморья. Поэтому новое столкновение между Римом и Карфагеном было неизбежно.
Знаменитый карфагенский полководец Гамилькар, чтобы лучше подготовиться к новой войне, решил сначала завоевать Испанию. Ее богатые серебряные рудники дали бы карфагенянам средства для содержания большой наемной армии, а в случае войны с Римом можно было бы сражаться на чужой территории. Несколько лет воевал Гамилькар с испанскими свободолюбивыми племенами и погиб в этой борьбе. Завоевание Испании продолжил его зять Гасдрубал. Когда и Гасдрубал был убит, карфагенское войско провозгласило своим вож-
96