В одном из карасов были найдены чудесные бронзовые чаши, сверкающие словно золотые. Каждая чаша издает свой особенный мелодичный звон, как будто имеет свой голос: суеверные урарты верили в злых духов и думали, что звон чаши может отогнать злого духа, грозящего царю во время пиршества. О том, что пиршественные чаши принадлежали царям, узнали из надписей, сделанных мастерами.
При раскопках найдены оружие, щиты и шлемы из бронзы, украшенные изысканной чеканкой, остатки великолепных тканей и бесчисленное множество обломков керамики. Сохранились зерна пшеницы и ячменя, кости животных.
Эти находки дали возможность ученым узнать многое о ремесле и хозяйстве урартов. Обо всем этом исследователями написаны целые тома.
Но лучшим памятником урартов остается канал, который на 20 км протянулся вдоль плодородной долины реки Занги (Ильдаруни). Для своего времени канал был чудом строительной техники. Часть его проходит под землей в базальтовой скале. Этот тоннель дает возможность оросить земли соседней долины. По обе
Урартская боевая колесница. Деталь шлема царя Аргишти.
стороны канала и сейчас созревает лучший виноград Советской Армении. Хвастливая надпись, сделанная царем Русой, сыном Аргишти, помогла нашим современникам узнать о времени, когда был проведен этот канал. Она же помогла восстановить некоторые события из жизни урартов.
Южнее Аральского моря, в низовьях великой среднеазиатской реки Аму-Дарьи, окруженной песками пустынь Кызылкума и Каракумов, лежит плодородный Хорезмский оазис. В древности здесь существовало могущественное государство 1, но еще совсем недавно науке о нем почти ничего не было известно.
Лишь в некоторых древних надписях и книгах ученые находили отрывочные сведения о Хорезме, по которым нельзя было восстановить его древнюю историю. Но когда молчат письменные источники, на помощь приходит археология.
В 1937 г. Академия наук СССР организовала экспедицию, названную Хорезмской. Экспедицию возглавил проф. С. П. Толстов.
На протяжении всей истории Хорезма шла борьба человека с пустыней. Оружием его в этой борьбе была вода. С ее приходом зарастали и останавливали свое грозное движение песчаные холмы — барханы, создавались плодородные почвы, ветер умерял свою силу, лучи солнца становились не гибельными, а животворными. В Кызылкуме и Каракумах почти не бывает дождей, здесь нет сети речек, которые могли бы напоить землю. Одна могучая Аму-Дарья стремительно мчит свои воды в Аральское море. В давние времена река во время разливов затопляла большую территорию, образовывая на ней озера, протоки и гнилые болота. На эти озера примерно пять тысяч лет назад пришли первые обитатели Хорезма. Они строили из бревен и тростника огромные шалаши. Такое жилище было выше двухэтажного дома, и обитало в нем более ста человек, связанных между собой родством.
Эти люди еще не знали металла: топоры, наконечники стрел и копий они искусно делали из камня. С таким оружием охотились на уток и гусей, на кабанов и оленей, приходивших на водопой. В заводях и озерах ловили много рыбы. В поисках более постоянных и обильных источников пропитания люди стали собирать дикие съедобные растения, разводить стада коров и овец, а затем научились сеять злаки, зарывая зерна в ил, оставшийся после разливов. Но иногда протоки мелели и вода не доходила до маленьких полей. Хорезмийцам приходилось углублять и удлинять протоки, чтобы подтянуть воду к своим посевам. Так было положено начало искусственному ороше-
1 На территории древнего Хорезма ныне расположены северные области Узбекской и Туркменской ССР.
66