Великая китайская стена, построенная в III в. до н. э. для защиты страны от кочевников
61
Обработка рисового поля. Со старинной китайской гравюры.
Но положение массы земледельцев резко ухудшилось. За недоимки по налогам на них обрушивались тяжелые штрафы и жестокие кары. Долги росли, а хозяйства разорялись. Все большее число свободных становилось рабами: то были бедняки, несостоятельные должники, родственники и даже соседи людей, объявленных преступниками, военнопленные. Вереницы рабов, связанных одной веревкой, брели по стране. Мужчин, женщин и детей продавали на рынках, как скот.
Крупное строительство, предпринятое Цинь Ши-хуанди, ложилось новой тяжестью на плечи народа. Строили большой и богатый город Сяньян на реке Вэйхэ. Из бронзового оружия, собранного по всей стране, отлили 12 громадных статуй, которыми украсили вход в императорский дворец. Цинь Ши-хуанди построил себе роскошный подземный дворец-гробницу. Но самым крупным сооружением была Великая стена, построенная в оборонительных целях.
К северу от Китая жили скотоводческие племена гуннов, создавшие сильный союз. Природные охотники и воины, гунны торговали со своими соседями-земледельцами, но часто совершали набеги на их земли, жестоко грабили и уничтожали поселения, угоняли людей в плен.
Для защиты от кочевников еще в V—IV вв. до н. э. на севере страны возводились длинные стены. Но такая грандиозная стена вдоль всей северной границы была построена впервые.
Прославленный полководец Мэн Тянь, который успешно воевал с гуннами, получил приказ начать строительство в почти безлюдной местности с крайне сложным, изрезанным рельефом и суровым климатом. Материалом служили утрамбованный лёсс, лиловая глина и камень. По преданию на строительстве работало более 2 млн. человек — воины, земледельцы, обращенные в государственных рабов, пленные и даже женщины, которые были обязаны рушить рис и готовить пищу. Сама идея выстроить грандиозный оборонительный вал, чтобы защитить страну от вторжений и дать народу возможность мирно трудиться, величественна и гуманна. Но замысел этот осуществлялся самыми жестокими и даже страшными методами.
Едва наступал рассвет, как начинался тяжкий труд строителей. Они работали под жгучим солнцем, под дождем и пронизывающим ветром, в зимнюю стужу, снежные бураны и песчаные бури. Бич погонщика не давал им отдохнуть. Стена строилась вдали от богатых земледельческих районов, провиант подвозить было нелегко. Строители болели от скудной и грубой пищи. С наступлением ночи они падали на землю, засыпая тут же на месте работ. Многие погибали от непосильного труда, плохого питания, эпидемий и жестоких наказаний. Убыль в людях была огромна, а строительство требовало все больше и больше рабочих рук. Циньская империя, по выражению историков, буквально опутала людей «сетью законов». За самый малый проступок общинники-земледельцы лишались свободы, их собирали в особые лагеря и целыми партиями гнали на строительство стены. Естественно, что при малейшей возможности они бежали и затем скрывались в лесах и горах. С пойманными беглецами расправлялись жестоко.
Много легенд и песен об этом строительстве сохранилось в памяти народа. Одна из них — «Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены»:
Шли на север армии рабов,
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен свист кнутов,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли...
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных,
Беглецам же был один удел — Замуровывали в стену их...
Крестьянка Мэн Цзян-нюй десять лет ждала своего мужа и, не дождавшись, отправилась к стене на розыски. Но нигде не нашла его. Ее плач потряс стену:
62