было, по-видимому, обучение примером. Собираясь у пылающего костра, подростки внимательно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кость, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь в очаге.
Так, в постоянном общении старших и младших протекал процесс передачи трудовых навыков и опыта от поколения к поколению. Вместе с усложнением общественной и трудовой деятельности совершенствовалась и членораздельная речь — новое, гораздо более совершенное средство обучения, передачи приобретенного опыта, знаний.
Благодаря труду первобытные стада древнейших (питекантропы и синантропы) и древних (неандертальцы) людей получили возможность расселяться по земле во много раз быстрее любого животного вида. Век за веком, тысячелетие за тысячелетием область, заселенная человеком, непрерывно расширялась. Остатки охотничьих стоянок древнейших и древних людей обнаружены археологами повсюду — в Африке, Азии, Европе.
70—50 тыс. лет назад люди приобрели, наконец, свой современный вид.
Первые самые древние скелеты людей современного вида были найдены в пещере Кро-
Керамика древних земледельцев. Неолит.
Маньон во Франции. Поэтому последних и принято называть кроманьонцами. Время, когда жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом (от греческого «палеос» — древний и «литое» — камень). Кремневые орудия кроманьонцев — всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники копий поражают разнообразием и тщательностью обработки.
Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, доказывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изображения животных, впервые открытые в Испании в пещере Альтамира, а позже обнаруженные учеными в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Южного Урала.
Судя по находкам археологов, люди верхнего палеолита умели сооружать прочные, постоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оленей. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в жилищах людей верхнего палеолита обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой небольшой очаг.
Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была очень похожа на жизнь родовых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индейцев Северной Америки. Поэтому ученые и пришли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, на месте первобытного стада возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других культурно отсталых народов.
А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили уже не первобытными стадами, как их предшественники — древние люди, а родовыми общинами.
Родовая община — это уже ячейка человеческого общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Узы родства — это чисто человеческое понятие. Ни у одного животного нет сознательного представления о родственных связях. Это и понятно: ведь у животных нет сознания. Не было настоящего сознания, как не было языка, речи, и у древнейших и у древних людей. Только у человека современного вида полностью раз-
26