Дело ведь не в его личной жестокости. Дело в том, что невозможна такая жизнь, какую он рисует в своем воображении, он первый же нарушает ее законы.
В 1905 г. В. И. Ленин написал статью «Партийная организация и партийная литература», где ответил всем сторонникам «свободы» человека от общества: «... мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие... Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
А раз так, значит, надо выполнять законы, выработанные человечеством в течение веков, доведенные в нашей стране до высшей справедливости, — законы человеческого общежития. Каковы же эти законы?
«Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка... Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя... Несмотря на то, что разговор был очень нескладный... оба супруга с удовольствием чувствовали, что ... вечер был начат очень хорошо и что вечер был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами».
Помните этот эпизод из «Войны и мира»? Берг и Вера — ненавидимые и Толстым, и читателем герои — устраивают вечер «как у всех», «как полагается», по всем правилам «хорошего тона». И счастливы: все идет, как у других. Вот она, культура поведения!
Нам смешны и отвратительны эти самодовольные мещане — и не только потому, что их главное стремление — жить «как все», т. е. как люди «света». Поведение Веры и Берга бессмысленно. Во имя чего они покупают точно такую сахарницу и точно такое печенье, какие были в другой гостиной, у других людей? Помогут они этим кому-нибудь? Облегчат общение между людьми?
Буржуазная культура поведения вовсе и не ставит перед собой таких задач. Вот посмотрите,
КНИГА — ЭТО ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ ДРУГОМУ, СОВЕТ УМИРАЮЩЕГО СТАРЦА ЮНОШЕ, НАЧИНАЮЩЕМУ ЖИТЬ, ПРИКАЗ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ЧАСОВЫМ, ОТПРАВЛЯЮЩИМСЯ НА ОТДЫХ, ЧАСОВОМУ, ЗАСТУПАЮЩЕМУ НА ЕГО МЕСТО.
А. И. ГЕРЦЕН
что пишет советский дипломат З. Мануильский: «Нам, советским людям, кажется странным, когда за дипломатическим столом один из партнеров, отодвигая пепельницу от своего соседа, приносит тысячи извинений — и в то же время старается отодвинуть границу чужой страны... на сотни километров, и не только не извиняется, но устраивает при этом пограничные инциденты...»
«Джентльмен» из буржуазного мира озабочен прежде всего тем, чтобы произвести впечатление воспитанного человека, чтобы за внешним лоском скрыть грубость души и алчность, заботу о себе одном и неуважение к другим людям, стремление к выгоде.
Наша культура поведения иная. Ее главный закон — помни о других людях. Этим законом определяется все.
Помните, мы с вами ехали в электричке? На одной из станций вошла группа молодежи с гитарой. Девушки и юноши вошли в вагон спокойно, без шума,— а их было больше десяти — сели в конце... Да, они запели — негромко, так, чтобы но мешать остальным пассажирам. А вслед за ними, на следующей станции, вошли две подружки — всего две! — но с таким хохотом, с таким гвалтом, что никому в вагоне уже не было покоя. Они принялись обсуждать свои личные дела и отношения на весь вагон, и — хочешь не хочешь — все мы оказались посвященными в историю о том, как Петька раньше любил Светлану, а теперь ему понравилась Лена... Им не было неудобно, этим девушкам,— ни от того, что весь вагон смотрел на них неодобрительно, ни от того, что Петька, и Светлана, и Лена вовсе, видимо, не хотели бы рассказывать незнакомым про свои личные дела...
А те ребята, которые пели? К ним подсел немолодой мужчина. Нет, он не одернул хохочущих, кричащих на весь вагон девчонок — их поведение показалось ему нормальным. Зато туристская песня, которую вполголоса пели ребята с гитарой, вызвала его возражения. Громко, никого не стесняясь, он принялся отчитывать и туристов, и заодно всю «теперешнюю» молодежь... Грустно признаться, но некультурным оказался этот пожилой гражданин.
Не такое это простое дело — культура поведения. Над ее законом — помни о других людях — стоит задуматься. Посмотрите, в каких разных случаях его нельзя забывать. Не кричи— это может помешать другим. Не вмешивайся в чужие разговоры — это вовсе не всегда приятно. Не воображай, что ты самый главный и
386