Хочу все знать!
... Ощущение своей силы, ловкости, здоровья, красоты движений. Разве все это не дает человеку счастья!
небезразлично настроение ребят и больных, они заботятся о людях, с которыми работают, им интересны эти люди — и тогда их работа оказывается благодарной, потому что не могут люди не заметить и не оценить их скромного творчества.
Иногда спрашивают: «Как не скучно учителю каждый год повторять одно и то же?» Это те спрашивают, кто понятия не имеет о творчестве. Разве ученики каждый год те же?
Меняются классы, меняются люди — ребята ведь растут, умнеют день ото дня. Растет и учитель, все больше узнает, все больше любит свое дело. И каждый год, каждый класс — новый этап его творчества, новые поиски, заботы, радости!
В колхозе «Победа» на Кубани работает на утиной ферме пожилая женщина, Мария Акимовна Захарчевская. Про нее говорят, что на ферму она не идет, а словно на крыльях летит. И молоденькие девушки, помощницы Марии Акимовны, перенимают у нее увлеченное, творческое отношение к такой негероической, на невнимательный взгляд, работе — выращиванию уток. Когда кто-то пожалел маленьких, пушистых утят: «Бедненькие, без мамки!» — то одна из девушек даже возмутилась: «Как без мамки? А мы?!»
И таких людей ведь не единицы, а тысячи: простых тружеников, а в то же время творцов, увлеченных своим делом. И каждый из вас, конечно, может и сам назвать людей, так относящихся к работе,— в цехе, на поле, на ферме, в больнице...
Нет нетворческих профессий. Есть разное отношение к труду — творческое и ремесленническое. Какое лучше?
Это опять-таки не простой вопрос. Легче быть ремесленником: отработал положенное время и гуляй себе. Голова, как говорится, не болит. Но зато до чего же скучно ремесленнику на работе! Как хочется ему уклониться, отделаться хоть на день от труда, в котором он не видит ни смыслу, ни интереса! И начинается... день прогулял, другой — проболел (вызвал врача — удалось обмануть), на третий — опоздал. Через месяц, а может полгода (дело не в сроках), решил, что ошибся в выборе профессии, надо искать другую. Ушел с работы, недели две погулял — хорошо! Поступил на новую работу — опять скучно. Так можно и всю жизнь проскучать, провозглашая для самоутешения лозунг о том, что, мол, творческих профессий мало. А можно и совсем уж скатиться вниз: сменив десяток работ, заняться хлопотными и непочтенными делами вроде скупки и продажи разных предметов — иначе говоря, стать спекулянтом, тунеядцем. Или ... ну, словом, и до преступления может довести вот это самое легкое, ремесленническое отношение к труду.
«Золотые руки» — вот они.
Творчески работать очень трудно. Вот именно — в прямом смысле: болит голова от забот о своем труде. Ни днем, ни ночью не оставляют эти заботы. Но зато интересно же! Воспитателю детского сада не менее интересно постигать характеры своих трехлетних воспитанников, чем Иннокентию Смоктуновскому обдумывать роль Гамлета, хирургу оперировать сердце, а химику синтезировать живой белок.
Каждый из вас видел, вероятно, такую картину: на лесах возле строящегося дома стоит человек и красит стену. А внизу — толпа, с интересом наблюдающая, как он работает. В трех метрах от маляра ту же работу выполняет другой человек, но вокруг него никого не видно. Почему? Да потому, что первый работает красиво, а второй — обыкновенно. Суще-
УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОТКРЫЛ МНОГО ДИКОВИННОГО В ПРИРОДЕ И ОТКРОЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ, УВЕЛИЧИВАЯ ТЕМ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД НЕЙ.
В. И. ЛЕНИН
377