батические хитрости разума, умел наслаждаться детской наивностью «простых сердцем».
Старый рыбак Джиованни Спадаро сказал о нем:
— Так смеяться может только честный человек».
Это очень мудрые слова. У честного человека спокойная совесть. Ничто не мешает ему наслаждаться солнцем, морем, рыбной ловлей, улыбками людей. Честному человеку легче жить на земле — вот что надо запомнить! Какого же человека мы называем честным?
Прежде всего о понятии честь. Отвлечемся на минутку от нашего разговора и перенесемся... на бал. Перед нами два друга. Один из них решил подшутить над другим. Он танцует с невестой друга «и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал и руку жмет...». Обиженный друг «выходит, требует коня и скачет. Пистолетов пара, две пули — больше ничего — вдруг разрешат судьбу его». Вы, конечно, узнали Онегина и Ленского. Вы помните, как трагически кончилась эта «шутка»: Ленский вызвал Онегина на дуэль, тот сразу же согласился, но «наедине с своей душой был недоволен сам собой». Онегин знал, что нельзя, недопустимо принимать вызов и рисковать двумя жизнями из-за пустяка. Он даже чувствовал, что был неправ, что надо бы извиниться... Но — законы чести! Онегин едет на дуэль — и ... «младой певец нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре, потух огонь на алтаре!»
Мы не согласны с Онегиным, мы осуждаем его. А он ведь защищал свою честь. Но понимание чести у него было другое, чем у нас, — ограниченное, дворянское, эгоистическое. Любая мораль, кроме нашей, социалистической,— мораль замкнутой касты. Недаром существовали понятия дворянской, королевской, рыцарской чести. Для нас же важна честь любого человека, кем бы он ни был!
Мы не позволим оскорбить словом и тем более действием наших близких — мать, отца, сестру. Но по-настоящему честный человек не позволит оскорбить в своем присутствии любую женщину, любого старика, любого человека. А если сам нечаянно обидит человека, то сейчас же извинится. Так изменилось в наше время понятие чести, потому что в его основе, как и в основе всех наших нравственных законов, лежит главный принцип: уважение к человеческой личности.
А ведь выполнить требования чести, быть до конца честным не всегда просто. Иногда
так хочется промолчать, отойти в сторонку, слукавить перед самим собой — мол, не мое дело, меня не спрашивают... Умение преодолеть это боязливое желание называется гражданским мужеством.
Сколько раз, вероятно, каждому из вас приходилось присутствовать на классном собрании, когда учитель или директор школы спрашивает: «Кто разбил окно?» или «Кто сломал стул?» И вы совершенно справедливо не любите того Петю, который встает и угодливо сообщает: «Это сделал Миша». Но как вам нравится позиция Миши, струсившего и смолчавшего Миши?
Мужество многообразно, и оно начинается с мелочей. Вот с таких мелочей — уметь встать и признаться в своей вине. Говорят, есть люди, храбрые в бою и трусливые в будничной жизни. Мне кажется, этих людей нельзя все-таки назвать по-настоящему мужественными. Ведь страх испытывают все. Храбр не тот, кто ничего не боится (таких людей нет), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Я думаю, пусть простят меня мальчики за эти слова, что Юрий Гагарин боялся лететь в космос. Первый человек — первый раз! И подвиг его в том, что он преодолел, убил в себе страх — спокойно спал, готовился к полету, улыбался...
А вы что чувствовали, когда первый раз прыгали в воду с вышки? Или готовились спуститься на лыжах с высокой горы? Или выступить наперекор общему мнению на собрании? Признайтесь честно — вы боялись. И в этом нет ничего стыдного. Стыдно не уметь преодолеть свой страх. А бояться и переступить через свою боязнь — это и есть мужество, где бы оно ни проявилось: за партой или в окопе, на собрании или на ракетодроме!
Мужество многообразно, но прежде всего оно в том, чтобы заставить себя не бояться!
Не думайте, что мы с вами отвлеклись от темы: ведь нас интересует, какого человека можно назвать честным, нравственно чистым, а оба эти понятия требуют, чтобы человек был мужественным.
САМОЕ ДОРОГОЕ У ЧЕЛОВЕКА — ЭТО ЖИЗНЬ. ОНА ДАЕТСЯ ЕМУ ОДИН РАЗ, И ПРОЖИТЬ ЕЕ НАДО ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО ЗА БЕСЦЕЛЬНО ПРОЖИТЫЕ ГОДЫ, ЧТОБЫ НЕ ЖЕГ ПОЗОР ЗА ПОДЛЕНЬКОЕ И МЕЛОЧНОЕ ПРОШЛОЕ И ЧТОБЫ, УМИРАЯ, СМОГ СКАЗАТЬ: ВСЯ ЖИЗНЬ И ВСЕ СИЛЫ БЫЛИ ОТДАНЫ САМОМУ ПРЕКРАСНОМУ В МИРЕ — БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Н. А. ОСТРОВСКИЙ
367