Детская энциклопедия
Том 1. Земля. Том 4. Растения и животные. Том 7. Человек. Том 10. Зарубежные страны.
Том 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. Том 5. Техника и производство. Том 8. Из истории человеческого общества. Том 11. Язык. Художественная литература.
Том 3. Вещество и энергия. Том 6. Сельское хозяйство. Том 9. Наша советская Родина. Том 12. Искусство.

путешествие в любую эпоху — прошедшую или будущую. Мы выбрали для начала Россию прошлого века. Вот мы идем по воспетой Гого­лем русской степной дороге. Навстречу дви­жется странная для нашего глаза группа людей: впереди две молоденькие девушки в белых платьях — налегке, только с маленькими кор­зинками. А за ними пожилая женщина с тру­дом тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой... Мы возмущенно воскли­цаем: «Как это вы заставляете старого чело­века носить тяжести!» — и хотим помочь ста­рой женщине, но она не отдает корзины. Девушки останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта женщина — кре­постная служанка! И то, что кажется нам без­нравственным и безобразным, воспринимается и девушками и женщиной как нечто естествен­ное — такова мораль крепостнического века!

Не понравилось нам в прошлом. Машина времени переносит нас в будущее. Мы на той же русской степной дороге, но как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад... Но что это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно наби­вают ими карманы и двигаются нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать яблоки в чужом саду?» Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не понимаем самых простых вещей! Сад вовсе не чужой: он общий, все работают в нем, и всем можно рвать ябло­ки... Опять мы попали впросак. То, что каза­лось нам безнравственным, оказывается, может стать естественным в будущем.

Это очень примитивные, самые простейшие примеры. Но уже из них мы можем сделать вывод — самый первый, необходимый вывод: нравственные нормы не остаются неизменными. Они меняются с течением времени.

ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСЯТ НРАВСТВЕН­НЫЕ НОРМЫ?

Вы уже знаете, какой путь прошло челове­чество, чтобы люди превратились из неандер­тальцев в сегодняшних людей, разумных, зна­ющих, понимающих природу... Вам знакомы

КОММУНИЗМ ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА, КОГДА ЛЮДИ РАБОТАЮТ ИЗ СОЗ­НАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РАБОТАТЬ НА ОБЩУЮ

ПОЛЬЗУ.

В. И. ЛЕНИН

знаменитые слова Фридриха Энгельса о том, что «труд создал человека». Вы помните, как медленно, постепенно развивался человеческий организм, превращаясь в самое совершенное творение природы. Но ведь развивалось с ве­ками не только физическое строение людей. В течение веков рос, развивался и нравствен­ный мир человека. Как же происходило это развитие?

Человек не может жить один. Об этом мы не только знаем из книг, но и собственный наш жизненный опыт подсказывает: «плохо человеку, когда он один» (В. Маяковский). Уже в самые далекие времена люди вынуждены были объединяться, чтобы совместно добывать себе пищу, одежду, кров — чтобы жить. Но условия жизни диктовали нашим предкам и жестокость и несправедливость...

Вот картина далекого прошлого. На высо­кой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные, мускулистые, красивые. Дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают по скале, играют, дого­няют друг друга, карабкаются на камни. Мир­ная, спокойная жизнь, казалось бы. А собра­лись все эти люди потому, что сейчас с этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям, обременяет их, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб, хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь в суровых условиях — он должен погиб­нуть!

Не стоит даже спрашивать, нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А предкам — далеким нашим предкам — это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали их на такую жесто­кость. Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но по­мочь им не могли: законы общества оказыва­лись сильнее жалости, горя отдельного чело­века.

Обратимся к более близким временам. Вспом­ните наше путешествие в прошлый век. Ведь те девушки, которых мы встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они считались и добрыми, и порядоч­ными, и даже прогрессивными: не били кре­стьян, не продавали их жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой... Но они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх безнравствен­ности. А условия жизни помещичьей России определяли крепостническую мораль.

362