во II в. н. э. — почти на шестьсот лет позже Гиппократа. Гален описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и сокращалась, и в конце концов в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни.
Разумеется, теория четырех жидкостей, якобы определяющих четыре темперамента, была весьма наивной, и по мере углубления круга медицинских, физиологических и психологических знаний это становилось все очевиднее. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения. Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и физиолог Петр Францевич Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения природы темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной. Общий недостаток старых теорий в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: 1) по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; 2) по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, и 3) по равновесию между ними. Опыты Павлова и его сотрудников показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному: у одних, например, нервная система сильная, у других— слабая, а у третьих — занимает какое-то среднее место по этому признаку. Оказалось также, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы. У одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выраже-
Посмотрите, как бурно переживает болельщик победу своей хоккейной команды. «Наверное, он холерик», — думаем мы.
Когда тот же мальчик спокойно, не торопясь, готовит уроки, нам кажется, что он флегматик.
Но вот он демонстрирует свою общительность. «Это настоящий сангвиник» , — хочется сказать нам.
357