открытия, создавать произведения искусства. А потребности — это внутреннее состояние человека. Правильно ли в таком случае говорить о том, что потребности производятся? Да, совершенно правильно. Вспомним, о чем мы только что говорили: содержание потребностей развивается благодаря тому, что они как бы «знают» себя в тех предметах, с помощью которых удовлетворяются. Но потребности, характерные для человека, удовлетворяются теми материальными и духовными благами, что создаются трудом. Их производство и определяет содержание тех потребностей, для удовлетворения которых они служат. Потребность, например, в предметах одежды могла получить свое развитие только по мере того, как развивалось производство этих предметов; потребность в музыке могла развиваться вместе и под влиянием развития самой музыки, создаваемой людьми.
Итак, в процессе общественного труда люди производят не только те или иные материальные или духовные продукты, но и меняют содержание самих человеческих потребностей и порождают новые потребности. Если, например, производство пищевых продуктов лишь переделывает содержание потребности в пище, то, скажем, создание письменного языка вызывает к жизни совершенно новую потребность — потребность в чтении; ведь если бы не существовало книг, газет и т. п., у людей не могло бы существовать потребности в чтении. К числу человеческих потребностей, созданных развитием производства и взаимоотношениями людей в обществе, относятся все так называемые высшие человеческие потребности.
Потребности побуждают и регулируют деятельность человека, отражаясь в его голове. Разные виды потребностей отражаются по-разному. Так называемые органические потребности, такие, как потребность в пище или питье, отражаются в форме переживаний чувства голода, жажды и т. п. (их называют в психологии «аппетитами»). Другие, более сложные потребности отражаются в форме влечений, желаний или хотений.
Все эти переживания, отражающие потребности, не просто сопровождают их. Они имеют важное значение, так как служат сигналами, управляющими поведением человека. Появившееся переживание голода сигнализирует о необходимости поесть, переживание сытости — о том, что нужно прекратить еду.
Переживания даже органических потребностей обладают по отношению к соответствующим состояниям организма известной самостоятельностью. Ведь это сигналы, которые управляют поведением, деятельностью, а не прямо этими состояниями. Например, переживание сытости возникает раньше, чем необходимые питательные вещества успевают поступать в кровь. Это сигнал для прекращения еды, а не сигнал о том, что организм перестал испытывать нужду в пище. Еще большей самостоятельностью обладают переживания потребностей в более сложных формах, таких, как сознательное желание или хотение.
О комическом случае такого расхождения между желанием и потребностью организма рассказал однажды поэт Брюсов. Он знал маленькую девочку, которая очень любила шоколад. И вот однажды, в день ее рождения, родители позволили ей съесть шоколада сколько она захочет. Воспользовавшись этим, девочка стала уплетать одну конфету за другой и вдруг заплакала. «Почему ты плачешь?» — спросил ее кто-то. «Потому,— ответила она,— что я хочу шоколада».— «Тогда возьми еще конфету, ведь тебе разрешили есть сегодня шоколада сколько хочешь».— «Но я больше не могу»,— воскликнула девочка.
Если отражение даже органических потребностей обнаруживает относительную самостоятельность, то переживание высших потребностей прямо с нуждой организма вообще не связано. Человек может, например, испытывать влечение к музыке. Но это влечение, конечно, не связано с тем или иным биологическим состоянием его организма. Все высшие человеческие потребности не являются органическими; они возникли не в процессе биологической эволюции, а в процессе общественно-исторического развития человечества.
Потребности человека отражаются не только в форме непосредственных переживаний — аппетитов, влечений и желаний. Они отражаются и через все то, в чем они конкретизируются и что образует их предметное содержание.
Допустим, что-то побуждает вас действовать. Например, услышав о новой книге, вы идете за ней в библиотеку или пробуете найти ее в магазине. Книга (в данном случае — представление
346