В сурдокамере.
царит, глубокая тишина. Сурдокамера имеет искусственное освещение, зрительная связь с внешним миром отсутствует. В ней расположены приборы и аппараты, на которых тренируются космонавты.
Таким образом, в сурдокамере можно исследовать человека в условиях, когда приток внешних впечатлений очень ограничен, а это так же, как и замкнутость, небезразлично для человека.
Наукой установлено, что для сохранения хорошего настроения и высокой работоспособности необходим приток внешних впечатлений. Зрение, слух, вкус, осязание, обоняние позволяют человеку не только разбираться во внешнем мире, познавать его, но с их помощью мозг как бы заряжается энергией. Чем меньше становится приток ощущений, которые возникают от внешних раздражителей (зрительных, осязательных, слуховых), тем инертнее делается мозг, тем труднее становится решать задачи, что-то вспоминать, что-то обдумывать. Если общая сумма раздражений внешнего мира опустится ниже определенного уровня, то человек оказывается неспособным к активной психической деятельности.
Упомянутые раздражители сравнивают образно с пищей, которая насыщает мозг, а состояние мозга, когда этой пищи ему не хватает,— с явлением голода. Зрительные, слуховые ощущения — это сенсорные явления (от латинского «сенсус» — чувство). Поэтому говорят о недостатке внешних раздражений, как о сенсорном голоде.
В сурдокамере проверяют и упражняют выносливость к сенсорному голоду, выносливость к пребыванию в пространстве, обнесенном тесной . «оградой»; в сурдокамере человек учится самоконтролю, учится точно рассчитывать свое время, засыпать и пробуждаться самостоятельно в точно заданный срок.
Но не только сенсорный голод труден для человека. Затруднения возникают и при сенсорном пресыщении, т. е. при избытке внешних раздражений. Если эти раздражения не надо различать, не надо пользоваться ими, то даже их избыток не страшен — ведь стоит только закрыть глаза и заткнуть уши, и большая часть внешних раздражений перестает действовать на человека. Другое дело, если эти раздражители надо различать, если они сигналы, например речевые, т. е. слова. Вы разговариваете по телефону с товарищем, и вдруг вмешался кто-то третий: он говорит, вызывая досаду у вас и у вашего товарища. Его речь стала помехой вашему разговору.
Космонавтам приходится постоянно держать связь с Землей и с другими кораблями. Слышимость, разборчивость речи или других сигналов не всегда бывает хорошей: в канале связи могут возникать помехи, лишние сигналы, и поэтому надо уметь отстраиваться от этих помех. Кому неизвестно, как может сбить с толку подсказка. И чем лучше ученик выучил урок, тем вернее сбивает его подсказка. Почему это происходит? Известно, что человек еще до того, как начать что-нибудь делать, «строит» в своей голове образ этого действия и образ его результата. Затем, когда человек выполняет работу, он сличает то, что сделано, с задуманным, запроектированным. Если результат работы совпадает с запроектированным образом, возникает чувство удовлетворения, чувство законченности, и работа продолжается. При несовпадении человек начинает выправлять дело, совершает поправочные, уточняющие движения. Ученые еще не знают, как «строится» в голове образ будущего результата, как создается «схема предвидения», тем не менее эта способность не вызывает сомнения. Если человек, выучивший стихотворение, читает его на память вслух, то он тоже имеет «схему предвидения», он знает, что за чем последует. Читая, он проверяет правильность своей речи на слух. При
340