затем и в космическом полете космонавты чувствовали себя хорошо.
«Ощущение невесомости — легкость, свобода движений, приятно... — говорит Юрий Гагарин.— Висишь в воздухе, руки висят, ноги висят. Голова работает четко».
«Вообще вся процедура пребывания в невесомости — очень приятная штука», — замечает Герман Титов.
«Я полагал, что мне придется испытывать неудобства», — рассказывает Андриян Николаев. Но, не ощутив никаких неприятностей в состоянии невесомости, он стал усиленно двигаться, стараясь испытать свою устойчивость к головокружению: делал десятки раз быстрые повороты головы в одну и другую сторону, перемещался по кабине в разных направлениях, вращался вокруг собственной оси при свободном парении. Результат был один и тот же: никаких неприятностей.
В этом же полете второй его участник — Павел Попович также отделился от кресла и свободно плавал по кабине. «И какое чувство я при этом испытывал! Вы понимаете, я ничего не весил,— говорил он, — и мог свободно перемещаться по кабине, делать повороты вокруг своей оси. Я чувствовал себя прекрасно». То же подтверждают участники второго группового полета — Валерий Быковский и первая женщина-космонавт Валентина Николаева-Терешкова. Так чувствовали себя космонавты в невесомости, перемещаясь в пределах корабля.
Но вот поставлена новая задача — выйти в свободное космическое пространство. Ее успешно решили космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. В период подготовки они совершали затяжные парашютные прыжки и полеты на самолете с созданием невесомости. Так они учились владеть своим телом и хорошо ориентироваться в пространстве. Космонавты много тренировались и на учебном корабле. Уже тогда они представляли в уме все то, что им предстояло сделать в полете. Без творческого воображения, без «проигрывания» в уме всей программы выхода в космос обойтись нельзя. Леонов еще до полета нарисовал космонавта, парящего около корабля. Этим рисунком космонавт-художник показал, что весь будущий полет с выходом из корабля в космос он уже выполнил в своем воображении.
Умение и спокойные действия Алексея Леонова во время выхода в открытое космическое пространство дают основание полагать, что космонавты вполне уверенно смогут действовать и на другой планете, например на Луне.
Представим себе, что космонавты покинули корабль и попали в свободное пространство. Их сразу же охватило чувство свободы, легкости, они стали наслаждаться возможностью движения без малейших усилий. Подобно тому
Космонавт тренируется на неустойчивой опоре.
338