Человек в невесомости.
женность мышц ног, шеи, корпуса и увеличивается сила тех мышц руки, которые сжимают кисть, осуществляют схватывание. В полете этот комплекс явлений, возникающих как реакция на неустойчивость площади опоры и на высоту, хорошо известен; он называется
летной напряженностью. От усиленной мышечной опоры на сиденье начинающий летчик делается напряженным, скованным; он целиком сосредоточен на сохранении равновесия. Хватательный рефлекс сковывает и руку, в результате возникает «зажим ручки управления». Но повышенная напряженность и скованность не только лишают человека свободы движений, мешают управлению кораблем. Со скованностью и напряженностью, возникающими в полете, связано и то, что человек не может правильно определить положение своего тела в пространстве. Например, корабль летит горизонтально, а человеку кажется, что он сам движется вверх, или вниз, или перевернувшись вниз головой. Эти переживания очень тягостны. Почему же они иногда возникают в полете?
Те, кому приходилось нести за плечами тяжелый рюкзак, знают, что сразу же после того, как рюкзак снят, возникает удивительное чувство, как будто какая-то сила тянет за плечи вперед. Это происходит потому, что мышцы груди и корпуса, которые, уравновешивая рюкзак, тянули вперед, продолжают работать и после того, как тяжесть снята. Они расслабляются не сразу, а остаются напряженными и короткое время действительно продолжают уже без рюкзака тянуть человека вперед. То же происходит и в полете. При взлете человека прижимает к сиденью, к спинке кресла, затем взлет кончился, корабль вышел на орбиту, наступила невесомость. Уже нет сил, прижимающих человека к сиденью, но работавшие мышцы не успели расслабиться, и в результате возникает неправильное ощущение положения тела.
Известно, что в обычных условиях каждый человек держит в уме «схему своего тела», это значит, что и при открытых и при закрытых глазах он хорошо чувствует, где находится рука и нога, знает границы своего тела. В «схему тела» он включает обувь, одежду. Умение включить в «схему тела», например, ножной протез помогает человеку, потерявшему ногу, не только пользоваться протезом для опоры, но и работать им как своей собственной ногой. Опытный летчик и космонавт включают в «схему тела» и пилотируемый корабль. Поэтому еще до полета космонавты тренируются в управлении макетом будущего корабля, они как бы вживаются в корабль, сливаются с ним в одно целое.
Привыкают космонавты и к скафандру: его тоже надо включить в «схему тела».
336