нален? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, как меняется работоспособность человека в течение работы. Ученые установили, что есть три периода работоспособности. Вначале она постепенно повышается— это период «вхождения в работу». В течение второго периода работоспособность удерживается на более или менее устойчивом уровне. Это период «устойчивой работоспособности». В третьем периоде из-за утомления работоспособность снижается (рис. 5). Из этой общей закономерности следует, что начинать работу сразу в высоком темпе нельзя и что в ходе ее выполнения полезны короткие перерывы, чтобы преодолеть начинающееся утомление. Значит, в нашем примере более рационален режим работы второго человека. Он, по-видимому, и победит в соревновании.
Часто думают, что самый хороший отдых— это полный покой. Неверно. Иван Михайлович Сеченов провел такой опыт. В одном случае он многократно до утомления поднимал груз правой рукой, затем давал ей полный отдых. В другом случае, когда после такой же работы правая рука отдыхала, он работал левой. При этом работоспособность правой руки восстанавливалась быстрее. Такое явление, названное «эффектом Сеченова», показывает, что для восстановления работоспособности нужна активная деятельность: не пассивный, а активный отдых.
Вслед за Сеченовым вопрос об активном отдыхе исследовали другие ученые. Был сделан общий вывод, что лучшее средство восстановления работоспособности— смена деятельности. Если, например, человек чередует одну работу с другой или работу с физическими упражнениями, то хорошую работоспособность он сохраняет долгое время. Особенно полезно чередование физического и умственного труда. Именно поэтому сейчас на большинстве предприятий нашей страны введена производственная гимнастика, а на некоторых заводах и фабриках труд людей организуется так, чтобы они могли в течение рабочего дня менять виды работы. Так, на ленинградской фабрике «Красный треугольник» рабочие на конвейере, выполняющие различные операции, через определенные промежутки времени меняются местами. После введения такой системы рабочие стали меньше утомляться, а производительность труда повысилась.
Многие ученые отмечают, что быстрое утомление от работы, а отсюда и низкая производительность труда обычно наступают не от тяжести работы, а от неумения правильно организовать ее. Физиолог Н. Е. Введенский писал: «... устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо (нерационально) работают!» На основе знаний о закономерностях нервной деятельности Введенский сформулировал пять условий высокой продуктивности работы; они относятся как к физическому, так и к умственному труду.
Первое условие: во всякой работе усилия нужно увеличивать постепенно.
Второе условие: соблюдать привычный ритм работы. Слишком высокий, как и слишком низкий, ритм быстрее вызывает утомление. Например, гуляя с детьми, взрослый приспосабливается к их медленному шагу и устает гораздо быстрее, чем при обычной ходьбе. Подобно этому, человек быстрее утомляется, слушая речь непривычного темпа, как очень быструю, так и очень медленную.
Третье условие: привычная последовательность и системность работы. При чтении книги, где мысли недостаточно связаны между собой, приходится делать большие усилия, и это действует утомляюще. Если же изложение систематично, чтение не требует такого напряжения. Огромная работоспособность В. И. Ленина была связана прежде всего с тем, что он строго придерживался установленного для себя порядка дня, системы работы,
Четвертое условие: правильное чередование труда и отдыха, причем отдыха активного.
Пятое условие: постоянное упражнение.
Чтобы труд был всегда производительным, необходима каждодневная тренировка, которая вырабатывает и закрепляет навыки и привычки. Даже талантливые люди нуждаются в постоянной тренировке. Композитор А. Рубинштейн считал обязательной для себя ежедневную игру на рояле по 8 часов, балерина Уланова также тренировалась ежедневно. Без систематического упражнения навыки постепенно утрачиваются и работоспособность уменьшается. Однако этим еще не исчерпываются условия разумной организации труда. При создании сложных машин необходимо учитывать психические возможности человека, которому предстоит управлять ими.
326