неты Марс», — сказал 20 лет спустя крупнейший немецкий физиолог Гольц), силу религиозных догматов, рассуждения психологов о «свободе воли», чтобы понять, каким откровением для той эпохи были материалистические взгляды И. М. Сеченова, какие перспективы открывали они для подлинной науки.
Сеченов выступил против веками сложившегося убеждения в том, что работа мозга не подчиняется законам материального мира, что
Титульный лист книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
мысль, «дух», недоступны для объективного изучения. Психическая деятельность считалась проявлением «души», вложенной в живые существа богом. Это утверждала церковь, об этом писали в книгах видные ученые, этому учили знаменитые профессора. Но вот нашелся человек, который смело опроверг общепринятые взгляды и заявил, что психическая деятельность, поведение животных и человека складываются из рефлексов на полученные из внешней среды раздражения.
Однако гениальное предположение Сеченова о том, что любые проявления психической жизни человека — это рефлексы (см. стр. 120), могло
стать научной теорией только в результате открытия конкретных форм рефлекторной деятельности головного мозга. Каждому ясно, что сложнейшее поведение высших животных, тем более мышление человека, создающее науку и искусство, кибернетику и космические корабли, не могут быть объяснены такими элементарными рефлексами, как отдергивание руки от горячего предмета или сужение зрачка при действии яркого света. Нужно было найти и всесторонне изучить рефлексы, свойственные только высшим проявлениям мозговой деятельности, высшим отделам мозга, а также рефлексы, характерные исключительно для человека, сознание которого формируется в процессе общественной жизни и коллективного труда.
Эта задача была решена великим русским ученым И. П. Павловым и его физиологической школой.
За время, прошедшее после смерти Павлова, наука о мозге обогатилась новыми фактами и открытиями. Успехи смежных наук — радиоэлектроники, физики, химии и математики — вооружили физиологов новыми методами исследования. Регистрация биотоков, возникающих при деятельном состоянии нервной ткани, позволила ученым выяснить роль различных отделов мозга в сложном поведении человека и животных. В последние годы успешно развивается физиология нервной клетки, куда проник тончайший волосок микроэлектрода. Все чаще результаты экспериментов обрабатываются с помощью быстродействующих вычислительных машин. Наука движется вперед, и было бы наивно полагать, что мозговая деятельность во всей ее сложности исчерпывается теми конкретными формами рефлексов, которые описал И. П. Павлов. Мозг таит в себе еще много неизведанного, и мы не раз явимся свидетелями интереснейших открытий.
Но пока физиология не знает научной теории, которая с такой же полнотой, достоверностью и обоснованностью раскрывала бы весь механизм работы мозга, как это делает учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — учение живое, развивающееся, одерживающее все новые победы.
ЭСТАФЕТА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
В многообразной рефлекторной деятельности мозга животных и человека мы прежде всего обнаруживаем класс врожденных
144