примерно 30 лет фотохимическими процессами в глазу тщательно занялся в Германии физиолог Кюне. Ученый экспериментировал многие годы. Он первый выделил розовато-пурпурный пигмент в пробирку. Кюне произвел поразительный опыт. На неподвижный глаз кролика, долго находившегося в темноте, он отбросил изображение светлого окна с темным переплетом рам. Через некоторое время быстро, но с большой осторожностью Кюне извлек из глазного бокала сетчатку. На пурпурном фоне ее было достаточно ясно видно изображение окна. Получилась живая фотография. В тех местах сетчатки, на которые упал свет, пигмент выцвел, в остальных остался тем же розовато-пурпурным. Опыт неопровержимо доказал, что изображение, сфокусированное хрусталиком на сетчатке, вызывает в ее палочках и колбочках фотохимический процесс выцветания зрительного пигмента. С этого начинается зрительный акт. Неизвестно, думал ли Кюне о символическом значении пурпурного цвета, но именно он дал светочувствительному веществу сетчатки глаза удивительно звучное и торжественное название — зрительный пурпур!
Итак, что же представляет собой «винтик» — молекула зрительного пурпура? Он сложен и состоит из белка, в который, как в замок ключ, вставлена молекула несколько измененного витамина А. Но что же происходит с молекулой зрительного пурпура в глазу осьминога, рыбы, лягушки или человека, когда она поглощает квант света? Оказалось, что единственная роль кванта света в зрении — изменять взаимоположение атомов в молекуле зрительного пурпура, причем не во всей молекуле, а только в ее витаминной части. Квант света является, таким образом, тем пальцем, который нажимает «молекулярный курок», т. е. чуть-чуть меняет расположение измененного витамина А относительно белка. Дальше следует мгновенное изменение в белке — «замке», а затем... выстрел. Никто не знает, как именно происходит этот «выстрел», т. е. возбуждение всей светочувствительной клетки — палочки. Эту проблему изучают сейчас во многих лабораториях мира.
Итак, под действием света молекула зрительного пурпура распалась, сетчатка «выцвела». Но одновременно с распадом в палочке обязательно идет строительство. Снова «ключ» — витамин А пригоняется к «замку» — белку зрительного пигмента. Если бы этого не было, то, один раз взглянув на солнечный мир и израсходовав весь свой запас зрительного пурпура, мы бы ослепли.
Плохо, когда это строительство нарушено. Нарушение механизма восстановления зрительного пурпура — одна из очень серьезных болезней, она может привести к слепоте. Но дело вовсе не безнадежно. Многое о восстановлении пурпура уже известно, и некоторые болезни сетчатки лечат сейчас вполне успешно.
«Лучи твои создают глаза всех тварей твоих» — это слова египетского гимна Атону — богу Солнца.
Древний Египет поклонялся Солнцу. Египтяне в мифах и гимнах уподобляли Солнце глазу.
Замечательный советский физик С. И. Вавилов написал поэтическую и строго научную популярную книгу «Глаз и Солнце». В ней он неопровержимо доказывает правоту египтян. Яснее всего «солнечность глаза» сказывается на его спектральной чувствительности, т. е. чувствительности к различным цветам солнечного спектра. Вспомните радугу. Шкала лучей безгранична, это известно теперь школьнику: со стороны длинных волн она уходит в бесконечность, со стороны коротких стоят волны ничтожно малые. Участок видимых волн от 400 до 700 миллимикрон (ммк) тонет в этом многообразии. С точки зрения физиолога, сетчатка просто не может чувствовать свет короче 400 и длиннее 700 ммк. Лучи короче 290 ммк задерживаются атмосферой, а короче 400 ммк—самим хрусталиком, который является, таким образом, не только объективом, но и светофильтром живого глаза. Почему глаз перестает видеть в области инфракрасных лучей, т. е. длиннее 700 ммк? Всякое нагретое тело излучает световые волны. Сетчатка, имеющая температуру 37° Ц, также непрерывно излучает невидимые электромагнитные волны. Если бы сетчатка была чувствительна к этим лучам, то человек не смог бы ничего увидеть, кроме свечения собственных глаз. «По сравнению с этим внутренним светом потухло бы Солнце и все окружающее. Человек видел бы только внутренность своего глаза и ничего больше, а это равносильно слепоте. Вполне целесообразно поэтому, что глаз не видит инфракрасных лучей с длинными волнами»,— писал Вавилов. Наиболее чувствительна сетчатка к желто-зеленым лучам. Как же связана чувствительность глаза со зрительным пурпуром? Самым непосредственным образом! Именно желто-зеленые лучи лучше всего
131