в баллоне и применив в качестве нитей накаливания бамбуковые волокна. Он придумал также патрон к лампочке и выключатель к ней. Этими приспособлениями мы пользуемся до сих пор. Но сама лампочка изменилась: теперь в ней горит не бамбуковое волокно, а металлическая вольфрамовая нить. Это усовершенствование внес в эдисонову лампу Лодыгин. Так дважды скрещивались творческие замыслы двух изобретателей.
Телеграф был известен до Эдисона, но изобретатель нашел способы передачи, позволяющие посылать по одному проводу сразу две и даже четыре телеграммы. Телефон, изобретенный Беллом, Эдисон усовершенствовал так, что звук стал громким и ясным, а посторонние шумы перестали мешать разговаривающим. Это позволило вести телефонные линии на большие расстояния.
Эдисон придумал фонограф — прибор, записывающий и воспроизводящий звук. Электрическая железная дорога — всем нам известная электричка — была построена впервые Эдисоном.
Эдисон обнаружил, что между накаленной нитью в электролампе и электродом, который введен в лампу и изолирован от нити, возникает ток, хотя никакого свечения не видно. Это явление, названное «эффектом Эдисона», помогло разгадать природу электричества и оказалось основой для создания радиоламп.
Пожалуй, во всей истории человечества не было изобретателя более плодовитого, чем Эдисон. За свою жизнь он только в США получил больше тысячи патентов на свои изобретения. Академия наук СССР избрала Эдисона своим почетным членом.
(1853—1939)
Строитель и механик, нефтяник и теплотехник, гидротехник и судостроитель, ученый и изобретатель — вот кем был одновременно Владимир Григорьевич Шухов. Никогда не работал он в научных учреждениях, но Академия наук СССР избрала его, как крупнейшего ученого-новатора, своим почетным членом. Никогда не раздавался его голос с кафедры учебного заведения, но целые поколения русских инженеров с гордостью считают себя его учениками и последователями.
По проектам, выполненным под непосредственным руководством В. Г. Шухова, на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов. Работы В. Г. Шухова дали гениальное по своей простоте решение металлических конструкций мостов и зданий, которое лежит в основе современного строительства.
Трудно представить себе, как много сил уходило раньше на выделку узлов и сопряжений стальных профилей. Вместо сложных шарниров Шухов предложил простое соединение на заклепках. Чрезвычайно интересны работы В. Г. Шухова по сооружению металлических сетчатых оболочек, возможности которых до сих пор не исчерпаны.
Что общего имеет со строительством технология переработки нефти? Как будто бы ничего. Однако Шухов не только строитель, но и изобретатель замечательного способа переработки нефти — крекинг-процесса. Почти во всех странах мира нефть перерабатывается на бензин и другие продукты по его способу.
Нефтепроводы, по которым нефть перекачивается на дальние расстояния, рассчитываются по формулам В. Г. Шухова. Резервуары для хранения бензина и нефти возводятся по образцам, впервые построенным В. Г. Шуховым. Если вы увидите на Волге нефтеналивные баржи, почти до самой палубы погруженные в воду, вспомните Шухова — они построены по расчетам этого замечательного русского инженера.
В. Г. Шухов был чутким, душевным и простым человеком. Он любовно передавал свой опыт ученикам, старался развить у них инициативу и творческую мысль.
Когда фирма, в которой работал В. Г. Шухов, стала собственностью Советского государства, рабочие, высоко ценившие и любившие инженера-ученого, избрали его руководителем своего предприятия, выдвинули его в члены верховного органа Советской власти — ВЦИК.
(1854—1881)
Последнюю встречу со своим подзащитным, которая произошла в марте 1881 г. в одиночной камере Петербургской тюрьмы, адвокат запомнил на всю жизнь.
Николай Иванович Кибальчич, молодой революционер, был приговорен к повешению вместе с другими участниками казни царя Александра II. Адвокат ожидал, что осужденный передаст ему просьбу о помиловании. Но Кибальчич о помиловании и не заговорил. Он вручил адвокату рукопись, написанную в тюрьме: «Проект воздухоплавательного прибора».
За 10 дней до казни Николай Иванович писал: «Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу Родине и человечеству».
Дни бежали, но Кибальчича не посетил ни один ученый, хотя чиновники пообещали устроить встречу. За 5 дней до казни Николай Иванович в последний раз сражается за свое детище. Он обращается к министру внутренних дел. Он требует организовать встречу с каким-либо специалистом или передать «Проект» на срочную экспертизу. Обращение Кибальчича остается без ответа.
Только спустя почти четыре десятилетия, уже после Великой Октябрьской революции, открылись тайники царских архивов. И тогда человечество узнало о научном подвиге русского революционера.
Н. И. Кибальчич, сначала студент Института инженеров путей сообщения, а потом Медико-хирургической академии, с юности стал революционным борцом с царским самодержавием. Одновременно он самозабвенно увлекался техникой. Николай Иванович мечтал не только об освобождении человека от социального гнета. Он мечтал освободить его и от прикованности к Земле...
В те времена люди умели подниматься в воздух только на воздушных шарах. Они были легче воздуха, и управлять ими человек почти не мог. Кибальчич хотел создать летательный аппарат, который был бы тяжелее воздуха и покорен воле человека. Он много размышлял о том, какую подъемную силу использовать для него. И он придумал — это должна быть ракета...
512