баны. Своей нижней частью они погружены в сахарный сок. Внутри барабана создано разрежение — вакуум, поэтому сок всасывается в него, оставляя на поверхности ткани слой осадка. Барабан поворачивается и выносит осадок наверх. Здесь всасывается уже не сок, а воздух. Высушенный воздухом слой осадка счищается установленным у корыта ножом, и барабан снова погружается в сок.
Все эти операции повторяются иногда по нескольку раз, пока черный сок не превратится в бесцветный. После этого насосы гонят его по трубам к высоким белым бакам. Внутри баков, в нижней части, укреплены нагревательные батареи из труб, по которым пропускается пар. Сок кипит и постепенно сгущается. Его поочередно пропускают сквозь целый ряд аппаратов (или, как их называют, корпусов выпарки), пока сок не превратится в густой сироп.
Сироп снова обрабатывают сернистым газом, фильтруют и направляют к другой шеренге аппаратов, похожих на выпарные. В этих вакуум-аппаратах рождается сахар— маленькие кристаллики, тысячи которых умещаются в чайной ложке.
Начинается этот процесс с того, что сироп в вакуум-аппаратах снова выпаривается и становится еще гуще. Потом в него вводят тончайшую сахарную пудру или специальный сахарный препарат, содержащий в грамме 15 млн. кристалликов. Сахар из густого сиропа оседает и застывает на этих кристалликах.
Когда кристаллики подрастут (их уже насчитывается лишь 3 тыс. на грамм), через нижнее отверстие вакуум-аппарата выпускают густую массу — утфель, смесь кристаллов и остатков раствора — межкристальной патоки. Для их разделения служат центрифуги — вращающиеся барабаны с боковой поверхностью в виде частого сита. Барабаны вращаются со скоростью 1000 об/мин, и под действием центробежной силы патока проходит сквозь сито, а кристаллы остаются.
Но эти кристаллы желтые, так как они покрыты слоем патоки. Чтобы окончательно очистить кристаллы, их пробеливают струей воды.
Теперь надо просушить сахарный песок. Сушилка — широкая горизонтальная труба с ребрами-полками внутри. При ее вращении ребра пересыпают сахарный песок, а постоянно продуваемый воздух сушит его. Затем сахар автоматически взвешивается и упаковывается в мешки. А патока снова варится в вакуум-аппаратах, из нее извлекают оставшийся сахар.
Однако не весь сахар, который продается в наших магазинах, сделан из свеклы. В последние годы на советских заводах производят сахар из тростника. Но наши предприятия осуществляют не весь процесс производства этого сахара. Дело в том, что мы покупаем на Кубе полуфабрикат — сахар-сырец.
Сначала этот бурый, тусклый сахарный песок растворяется и очищается от патоки. А дальше он идет уже знакомым нам путем, тем же, что и свекловичный сок.
А теперь посмотрим, как из сахарного песка делают рафинад.
Чтобы получить рафинад, сахарный песок везут обычно на специальные заводы, где его снова растворяют в воде, очищают и варят в вакуум-аппаратах. Готовый утфель затем направляют в формы, в которых кристаллы срастаются в сплошную массу. Их пробеливают сиропом, приготовленным из самого лучшего, хорошо очищенного, наиболее светлого сахара. Этот сироп вытесняет из промежутков между кристаллами остатки патоки и, застывая, окончательно скрепляет их в единый сахарный монолит. На специальных станках этот монолит разделывают на кусочки.
Из сокоочистительного цеха сок поступает в эти высокие белые баки — корпуса выпарки. Переходя из бака в бак, сок кипит и сгущается.
363