от поверхности до штрека, бурят скважины, затем угольный потолок штрека поджигают и по одним скважинам начинают накачивать воздух, а по другим — отсасывать из шахты образовавшиеся там горючие газы. Когда пласт между пробуренными скважинами сгорит полностью, до самого верха, бурят новые скважины на соседнем участке.
На станции подземной газификации угля работает гораздо меньше шахтеров, чем на обычной угольной шахте. Но все-таки сотни рабочих должны опускаться под землю. Поэтому газ получается еще очень дорогим. Ученые ищут пути к тому, чтобы подземную газификацию угля можно было вести без стволов и без штреков — с помощью одних только скважин, пробуренных с поверхности земли.
Хранение и транспортировка нефти и газа
Нефть и газ удобно и выгодно не только добывать; транспортировка этих полезных ископаемых на нефтеперерабатывающие и химические заводы, электростанции, в города тоже очень удобна. Нефть перевозят и в цистернах — по железным дорогам и автомобилями, а по морям и океанам — в нефтеналивных судах танкерах. Но во многих случаях нефть не нуждается в таком дорогом транспорте. Она может течь на любые расстояния по трубам.
Протяженность нефтепроводов и газопроводов — магистралей из стальных труб, уложенных неглубоко в земле,— достигает десятков тысяч километров. Например, в Сибирь до самого Байкала нефть теперь не ведут из Европейской части Союза, а качают по трубам. Другая магистраль — нефтепровод «Дружба» — тянется через границы нескольких стран. По нему советская нефть идет к нашим друзьям — в Польшу, Чехословакию, Венгрию, ГДР.
А вот нефть и газ хранить сложнее, чем уголь и руду.
Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи. Иначе нефть нагреется и станет быстро испаряться, теряя самые ценные легкие части.
190