Схема работы электролюминесцентной «памяти» : 1 — цепь замкнута, экран не освещен, тока в цепи нет; 2 — спроектировано изображение, экран освещен, ток идет;
3 — источник света выключен, ток идет, изображение сохраняется;
4 — цепь разомкнута, изображение «стерто». Справа разрез экрана: а — прозрачный защитный слой; б — прозрачный пленочный электрод; в — люминофор; г — изолятор; д — металлический электрод; е — керамическая подложка.
ся. Чувствительность устройства настолько высока, что позволяет, например, сократить время рентгеновского просвечивания больного до долей секунды.
Многого ждут от усилителей света астрономы. Важнейшие исследования обозримой Вселенной в наши дни осуществляются с помощью фотографии. Но чтобы, несмотря на атмосферу, искажающую картину звездного неба, сделать четкий и яркий снимок, приходится пользоваться особыми сверхчувствительными фотопластинками и сверхгигантскими телескопами. И все равно света не хватает — снимок приходится выдерживать десятками минут и даже часами. За это время, естественно, движение атмосферы делает свое «черное» дело: изображение смазывается, расплывается, теряет четкость. Отсюда задача — сократить любыми способами время выдержки при съемке.
Решить проблему удалось с помощью преобразователей и усилителей света, главная часть которых — все те же полупроводники. Благодаря им принимаемое на экран телевизионных трубок изображение можно сделать достаточно ярким, чтобы получить фотоснимки в доли секунды.
Подобный телевизионный телескоп не только усиливает яркость изображения, но и позволяет увеличить его размеры на экране, усилить контрастность. Более того, применяя передающие трубки, особо чувствительные к инфракрасным или ультрафиолетовым лучам, можно наблюдать небесные тела в тех участках спектра электромагнитных волн, к которым и глаз, и фотопластинки нечувствительны.
То, что ученым, конструкторам, инженерам в последнее время удалось — в основном с помощью полупроводников — сделать в области уменьшения размеров электронных приборов, кажется удивительным проникновением в мир микроскопически малых величин. Но это далеко не предел. Ученые задумались: нельзя ли использовать в качестве элементов электронных устройств молекулярную структуру твердого тела? Ответ на этот вопрос, и ответ положительный, дает новое направление науки — молекулярная электроника.
Сверхчистые германий и кремний с их совершенной кристаллической структурой необычайно чувствительны к присадкам других веществ. Если в различные участки этих кристаллов ввести строго определенные количества микродобавок бора, галлия, алюминия, сурьмы, мышьяка и т. п., создающих избыток носителей отрицательных или положительных зарядов и создающих в полупроводниках ту или иную проводимость, то в них одновременно образуются микроскопические зоны распределения электрических зарядов. Эти зоны проявляют в плоскости соприкосновения кристаллов друг с другом самые различные электрические свойства и могут выполнять функции основных элементов любой электронной схемы: сопротивлений, емкостей, диодов (выпрямителей) и триодов (усилителей).
Такие кристаллы с дополнительными электрическими свойствами и функциями называют функциональными блоками,
184